?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этот список самых знаменитых снимков С. М. Прокудина-Горского был составлен мною почти 4 года назад, но с тех пор число читателей блога увеличилось примерно в 10 раз, так что есть смысл повторить пост. Впрочем, немного обновил материал (первоначально было рассмотрено восемь снимков).

Первое место, разумеется, за портретом Льва Толстого, который ещё в 1908 г. разошелся большими тиражами в виде открыток, журнальных вклеек и настенных постеров:



А в советское время этот портрет издавался ещё большими тиражами (публикации в книгах и журналах). В 1978 г. он появился на обложке главного еженедельника СССР журнала "Огонёк" тиражом более 2 млн. экземпляров! Вероятно, этот рекорд уже никогда не будет побит.

Далее распределение мест несколько проблематично, точнее субъективно, хотя сам подбор снимков основан на определенных критериях.

Второе место отдадим так называемому "автопортрету", который украшает статью о Прокудине-Горском в Википедии.



Снимок вклеен в альбом с подписью "По реке Каролицхали".
На самом деле, здесь две ошибки. Во-первых, технология трехцветной съемки не позволяла тогда делать никаких "автопортретов", а значит, снимал кто-то из помощников (возможно, один из сыновей).
Во-вторых, широко распространившееся название снимка, как недавно стало известно, ошибочное, просто кем-то из помощников Сергея Михайловича была перепутана подпись при вклейке в контрольный альбом. В самом деле, можно ли сидеть "по реке"? Но дело, конечно не в этом, а в том, что Прокудин-Горский сидит на берегу другой реки - Скурицхали (приток Каролицхали). Чтобы это понять, потребовалось несколько недель исследовательской работы, в которой участвовали, независимо друг от друга, два местных жителя, батумца. Подлинное авторское название снимка есть в альбоме - "На реке Скурицхали. Этюд". К нему приклеили какой-то "левый" снимок с водопадом.

Третье место - знаменитый портрет эмира Бухарского, 1911 г.:



Портрет совершенно бесподобен по колориту, без него не обходится ни одна выставка.
Даже аватарки по мотивам появились:


Четвёртное место - снимок "Крестьянские девушки". [д. Топорня], который отличается, как и предыдущий, бесподной яркостью красок.
Это фото полюбилось сразу двум режиссёрам: Леониду Парфёнову, который посвятил ему отдельный сюжет в фильме "Цвет нации" и голладскому по имени Бен ван Лисхаут, который сделал из него оригинальный постер для фильма "Инвентаризация Родины":



В оригинале:



Пятое место - снимок с Прокудиным-Горским на дрезине у Петрозаводска, 1916 год:

Нашлись умельцы, которые анимировали это изображение! Дрезина плавно бежит по рельсам и если ещё наложить подходящий звуковой ряд, то получиться отличный клип :-)
Кстати, пара подобных анимаций вошли в последний документальный фильм о Прокудине-Горском - «Россия в цвете» (режиссёр: Владимир Мелетин, 2010).

Шестое место - "Вид монастыря из Светлицы". [Монастырь преп. Нила Столбенского, озеро Селигер]. 1910 г.:



Этот снимок стал эмблемой американской выставки "Империя, которой была Россия" 2001 г., с которой началось пробуждение массового интереса к наследию пионера цветной фотографии.
Вид, действительно, завораживающий своим благолепием.

Седьмое место - снимок семьи русских переселенцев в поселке Графовка Муганьской степи:



Снимок широко известен по той причине, что украшает обложку самого первого альбома снимков Прокудина-Горского под ред. Роберта Оллсхауза, изданного в США в 1980 г. (Allshouse, Robert H. (ed.). Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Commissioned by Tsar Nicholas II. — Doubleday, 1980).

Восьмое место - фотография с участниками постройки Мурманской ж. д. на пирсе в Кемь-порту. Она стала широко известна благодаря помещению её на суперобложку первого (и пока единственного) альбома Вейников  "Российская империя в цвете":





Девятое место - ещё один фотопортрет Прокудина-Горского, на сей раз, на знаменитом карельском водопаде Кивач, воспетом ещё Гаврилой Державиным:




Снимок был вынесен на обложку альбома под ред. С. Гараниной, изданного в 2006 г.

Опрелиться с 10 местом довольно трудно, т.к. есть много достойных претендентов.
Может быть, шедевральный "Обед на покосе"?

Обед на покосе 1909 год Прокудин-Горский1a12.jpg

По некоторым сведениям, репродукция именно этого снимка висела в комнате Прокудина-Горсокого до самой его кончины.

Или всё же снимок "Три поколения. А. П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода", репродукция которого была подарена Рейганом Горбачёву в 1987 году?
Zlatoust Kalganovy 03952u.JPG


Интересно узнать мнение читателей, какие снимки Прокудина-Горского они считают знаменитыми?


Comments

( 7 comments — Leave a comment )
amyatishkin
Apr. 19th, 2015 02:00 pm (UTC)
Я со снимками познакомился с публикаций Компьютерры, поэтому самыми заметными считаю показанного там эмира Бухарского и вид монастыря из Светлицы
victor_chapaev
Apr. 19th, 2015 02:06 pm (UTC)
Я бы второй с шестым поменял.
uchazdneg
Apr. 19th, 2015 06:49 pm (UTC)
Вместо Нило-Столобенского я бы поставил анхимовскую церковь, ее наиболее часто упоминают, когда речь идет об утратах деревянного зодчества.
oldcolor
Apr. 20th, 2015 04:56 am (UTC)
Снимок Анхимовской церкви более ценен для специалистов, но для широкой публика прокудинское фото Ниловской пустыни всё же более узнаваемо.
alex_provod
Apr. 20th, 2015 04:38 pm (UTC)
У нас в городе самым знаменитым считается этот)
Репродукции всегда в продаже.
oldcolor
Apr. 20th, 2015 04:56 pm (UTC)
Привет Путивлю!
А мог ли бы Вы сделать фотосравнение?
Такое как это: https://img-fotki.yandex.ru/get/4601/50014243.d8/0_d7023_dc86a86e_orig
Заодно хотел бы Вас спросить, мог ли этот загадочный снимок Прокудина-Горского быть сделан около Путивля: http://oldcolor.livejournal.com/3052.html
alex_provod
Apr. 20th, 2015 10:50 pm (UTC)
Спасибо)
Фотосравнение могу попробовать; это вид с восточного края Никольской горки; весной, пока заросли не такие густые, может, будут видны какие-то детали.
Только фотоаппарат у меня самый обычный.

А вот насчёт второго снимка - я его давно ещё разглядывал, но по-моему это не у нас. Если крыша здания ещё отдалённо напоминает особняк Черепова, где теперь краеведческий музей, то остальной ландшафт и архитектура - явно нет.Если что-то и было в Путивле, то уже нет и следа.
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

free counters




Locations of visitors to this page
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner