May 4th, 2014

Чертово Городище близ Екатеринбурга. 1909 и 103 года спустя

Очередное сравнение от to4et.

О том, что такое "Чертово городище", см. статью в Википедии.

С.М.Прокудин-Горский. Чертово Городище. 1909 и 103 года спустя:



Статическое сравнение:
Collapse )

Как делали фотопанорамы 100 лет назад?

Мы уже не раз обращались к теме панорам из снимков Прокудина-Горского.
К сожалению, в то время технология проекции цветных "слайдов" исключала возможность их панорамного показа, поэтому все панорамы у Сергея Михайловича носят скорее случайный характер. Т.е., инстинктивно ему хотелось снимать именно так, но практического смысла в этом не было никакого, поэтому он не думал о стыковке кадров.
Зато другие фотографы специально занимались панорамной съемкой буквально с момента изобретения фотографии, т.к. панораму можно было напечатать целиком и даже поместить в книжку, в виде складной "гармошки". Помните знаменитые круговые панорамы Петербурга 1861 г. и Москвы 1867 г.? Они сейчас в целом довольно неплохо соединяются в фотошопе. Тем не менее, это была непростая техническая задача и даже спустя полвека (!) после появления первых шедевров русской панорамной съемки в отечественной печати эта тема продолжала обсуждаться на высоком научно-практическом уровне.

Итак, что думали о технических проблемах панорамной фотосъемки 100 лет назад? Предлагаю вашему вниманию фотокопию статьи ближайшего соратника Прокудина-Горского  Сергея Максимовича "О панорамных съёмках", опубликованную в №1 за 1909 г. журнала "Фотограф-любитель" (КЛИКАБЕЛЬНО):

Изображение
Collapse )

Лжепанорама Тифлиса

Иногда бывает интересно заглянуть в прошлое проекта "Наследие С.М. Прокудина-Горского" и усмехнуться своим былым ошибкам (неизбежным в любом деле). Были у нас и ложные идентификации, и ложные фотосравнения. Случилась и ложная панорама!

9 июня 2008 г. мне пришла в голову идея соединить в панораму два снимка, подписанных в альбоме у Прокудина-Горского как "Восточная часть Тифлиса на склонах Ботанической горы" и "Татарское ущелье против Ботанического сада". Передний план, как обычно, "не клеился", но задний стыковался идеально:

Изображение

Примерно спустя год я вдруг обнаружил, что на левом снимке никакой вовсе не Тифлис (Тбилиси), а город Артвин, находящийся на территории современной Турции. Неправильно был вклеен контрольный отпечаток в альбом, обычное дело у Прокудина-Горского...
А как хорошо смотрелась панорамка!))

Петербургские адреса С.М. Прокудина-Горского

Сергей Михайлович был "вечным странником": помимо бесчисленных экспедиций  и прочих вояжей, он много раз менял место жительства. Только в детские годы ему довелось пожить как минимум в пяти разных уголках Владимирской губернии!
Когда он попал в Петербург - точно не известно, но можно предположить 1878 год, когда его отец с должности «почетного блюстителя» Мытского двухклассного министерского училища (село Мыт Гороховецкого уезда) вдруг стал сверхштатным чиновником канцелярии Совета Императорского Человеколюбивого общества в звании камергера.
Самый ранний адрес в Петербурге, который нам удалось выяснить, относится к началу 1880-х  гг.
С.М. Прокудин-Горский должен был проживать с родителями в Санкт-Петербурге по адресу: ул. Гороховая, 40.
Ранее я полагал, что его отец и мать к этому времени уже много лет как были в разводе и жили отдельно, но в в справочнике о свидетельствах на право торговли у них указан один и тот же адрес:

Изображение

Данные по матери С.М. Прокудина-Горского в справочнике о свидетельствах на право торговли, выданных с ноября 1882 по февраль 1883 г. в Санкт-Петербурге: fulltext.pl.spb.ru/spbiblio/Petra/P0000281.pdf

Collapse )