oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Прокудин-Горский в гостях у Толстого в Ясной Поляне, 23 мая 1908 г.

На форуме проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского" открыта новая тема "Прокудин-Горский на фотографиях": http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=1&t=42&p=468#p468
В этой теме публикуются снимки, на которых знаменитейшего фотомастера можно увидеть со стороны.

Например, вот Прокудин-Горский в гостях у Толстого в Ясной Поляне, 23 мая 1908 г. Фото П. Е. Кулакова:





Кстати, недавно нам  удалось найти малоизвестную публикацию о посещении Ясной Поляны Прокудиным-Горским.
Эта публикация представляет особый интерес тем, что является редчайшим случаем наблюдения ПГ со стороны.

Итак, http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0330.shtml

Изд:   Интервью и беседы с Львом Толстым / сост. и комм. В. Я. Лакшина.
(Библиотека "Любителям российской словесности"), М., "Современник", 1986





"Русское слово". Свой <П. А. Сергеенко>. В Ясной Поляне


 

  С прилетом  певчих  птиц начался и усиленный приезд гостей в Ясную Поляну.

Каждый день кто-нибудь приезжает или с  каким-нибудь  "проклятым  вопросом",

или с томительной надеждой,  или просто чтобы проведать дорогого писателя. В

Ясной Поляне даже выработалось выражение: "гость пошел".

  И действительно,  прилив  гостей  в  Ясную  Поляну  за  последнее время не

оставляет желать большего изобилия.

  Третьего дня  съехалось  в Ясную Поляну столько гостей,  что,  пожалуй,  и

городничему не нашлось бы уже свободного места.  Гостили сестры Стахович, О.

Родзевская,   Н.  Сухотина,  А.  И.  Толстая  и  др.  (*1*)  Затем  приехали

изобретатель упрощенного способа цветной фотографии С.  М.  Прокудин-Горский

(*2*),   представитель  издательской  фирмы  "Свет"   П. Е. Кулаков   (*3*),

литератор П. А. Сергеенко и др.

  Прокудин-Горский и  Кулаков  приезжали  с  разрешения  Льва Николаевича со

специальной целью - сделать ряд цветных и  стереоскопических  снимков  Ясной

Поляны.

  Л. Н.  терпеливо и радушно отдавал себя в распоряжение фотографов  и  мило

подшучивал над одним любителем-фотографом:

  - Непременно заведу себе "браунинг". С "браунингом" меня еще не снимали.

  Но цветная  фотография  очень  заинтересовала  Л.  Н.  И  он несколько раз

заводил с г.  Прокудиным-Горским беседу о принципах и  возможностях  цветных

изображений.

  - Меня очень интересует, - сказал он, - как вам удадутся сделанные снимки,

потому  что цветная фотография принадлежит,  как мне кажется,  к такого рода

произведениям,  которые только тогда хороши,  когда  они  совершенны,  иначе

получается скорее тягостное впечатление, нежели удовольствие.

  И все время,  когда г.  Прокудин-Горский снимал Льва Николаевича, писатель

не переставал расспрашивать ученого-фотографа о различных перипетиях цветных

изображений.  И  видимо,  ему  доставляло  особенное  удовольствие,  что  г.

Прокудин  так  любовно и взыскательно относится к своему делу.  Сделано было

несколько десятков снимков.

  За вечерним  чаем  возник  и  захватил  всех  разговор  о молодом писателе

Леониде  Семенове  и  его  новой  повести,  присланной  Льву  Николаевичу  в

корректуре (*4*).  Л.  Н. с большим мастерством прочитал вслух одну главу из

повести, где описываются ужасающие этапы, проходимые приговоренными к казни.

Особенно потрясающи сцены,  в которых фигурирует гимназист,  приговоренный к

казни.  Прочитанный Львом Николаевичем отрывок  произвел  на  всех  глубокое

впечатление.  Некоторые не могли сдержать душивших их слез, хотя автор нигде

не прибегает ни к каким кричащим эффектам,  а все время сохраняет спокойный,

вдумчивый  тон  корректного  рассказчика,  который  боится  пересолить,  чем

недосолить.

  Заговорив после  чтения  с отеческою нежностью о молодом писателе,  Л.  Н.

подчеркнул это особенное свойство истинного  художника  держать  читателя  в

напряженной иллюзии, ни на мгновение не отталкивая его фальшивыми нотами.

  - И как не понимают этого некоторые из современных писателей,  - сказал Л.

Н.  с  блестевшими  от  влаги  глазами,  -  что первое и необходимое условие

всякого   художественного   произведения   есть   чувство   меры,    чувство

художественного такта.  И что за досада бывает: только отрешишься на секунду

от окружающей тебя обстановки  и  перенесешься  в  мир  иллюзий,  как  вдруг

какая-нибудь глупая,  фальшивая нота - и все очарование исчезло. И ничем уже

не вернешь его.

  Один из   гостей   заговорил   о   влиянии   толстовского   "Божеского   и

человеческого",  которое чувствуется в рассказе Л.  Семенова. Л. Н. горячо и

серьезно запротестовал:

  - Нет,  нет!  Минуя всякую скромность,  скажу, что нельзя и сравнивать мою

повесть с прекрасным рассказом Семенова (*5*).

  И Л.  Н.,  как тонкий  гастроном  о  вкусных  блюдах,  начал  с  аппетитом

приводить различные подробности из семеновской повести.

  - В истинном художественном произведении,  - сказал он, - нет пределов для

эстетического  наслаждения.  Что  ни  мелочь,  что ни строка,  то и источник

наслаждения.  Припомните,  как тонко отмечено одним летучим намеком  нервное

состояние  конвойного,  искусственная речь прокурора,  животно-детский страх

смерти в гимназисте и т. д.

  И Л. Н. еще долго и одушевленно говорил о молодом писателе.

  На другой  день  новые  посетители  и  просители.  Особенно   много   было

просителей.  И эта сторона жизни,  кажется, больше всего омрачает лучезарный

закат нашего великого писателя.

  - Я очень часто переживаю теперь,  - сказал он с грустной ноткой, - тяготы

богатых людей, не наслаждаясь положением богатого человека.

  И Л. Н. с комическими нотками в голосе рассказал историю о своей "пенсии".

  - Около двадцати лет назад, - сказал он, - я отказался от авторских прав и

от владения имуществом. Я как бы умер для собственности. Но оказалось, что я

умер не вполне.  Я написал несколько  пьес,  которые  идут  в  императорских

театрах.  Гонорар  за  эти пьесы - около семисот рублей в год - и составляет

мою "пенсию".  Как-то я хотел было отказаться и от этого  соблазна.  Но  мне

объяснили, что если я откажусь от гонорара за пьесы, то эти деньги пойдут ни

на что другое,  как на усиление балета!  Да,  да!  Вы не смейтесь,  я говорю

совершенно  серьезно.  Тогда я решил в сердце своем:  пускай уж лучше я буду

усиливать помощь беднякам, чем способствовать усилению балета...

  Молодежь с  веселым  смехом и шутками шумно спускается по лестнице,  чтобы

идти в парк и предаться состязанию  в  городки.  Л.  Н.  заражается  молодым

оживлением  и присоединяется к игрокам.  Все идут на площадку,  где очерчены

"городки".  Л. Н. распределяет играющих на две группы и, привешивая в руке с

игрецким   нетерпением   "швырок",   становится   в   позицию.  Всякий  удар

"противников" и соратников вызывает с  его  стороны  горячее  одобрение  или

удручающее восклицание.  Видно,  он весь в "городках". Наконец наступает его

очередь.  Л.  Н.  отставляет ногу, делает широкий размах и сильным движением

бросает  швырок  к  "городку".  Швырок,  гудя  и  свистя,  перелетает  через

"городок".

  - Ай!   -   вскрикивает  Л.  Н.,  точно  с  ним  случилось  несчастье.  И,

размахнувшись,  пускает новый швырок.  Но опять неудача.  Однако в следующую

очередь  Л.  Н.  успевает овладеть чувством расстояния и,  при общем дружном

крике, с треском выбивает из "городка" всю "пушку".

  Не верилось даже, что перед глазами был восьмидесятилетний старик, столько

переживший на своем веку...

  Но время все-таки,  кажется, хочет взять свое. Игра в городки в этот вечер

не обошлась даром Льву Николаевичу:  он чувствовал себя усталым и перед сном

сказал живущему в Ясной Поляне врачу Д. П. Маковицкому:

  - Сегодня я чувствую такую  усталость,  как  будто  я  уже  старик  и  мне

семьдесят лет...

  Какая дивная старость!

 

Комментарии


  

  Свой. В Ясной Поляне, - Русское слово, 1908, 24 мая (6 июня). No 119.

  Свой - псевдоним П.  А.  Сергеенко.  О Сергеенко см.  ком. к интервью 1906

года. Сергеенко был в Ясной Поляне 21-22 мая 1908 г.

 

  1* Сестры М.  А.  Стаховича - Мария Александровна, в замужестве Рыдзевская

(1866-1924)   и   Софья   Александровна  (1862-1942),  Ольга  Константиновна

Рыдзевская  -  дочь  Марии  Александровны;   Наталия   Михайловна   Сухотина

(1882-1926) - дочь М. С. Сухотина; Анна Ильинична Толстая (1888-1964) - дочь

Ильи Львовича Толстого,

  2* Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1868-?),  ученый химик,  специалист

по цветной фотографии.  Снятая  в  этот  день  цветная  фотография  Толстого

впервые  опубликована  в  журнале  "Записки  русского технического общества"

(1908, август).

  3* Петр    Ефимович    Кулаков,   крымский   помещик,   основатель   фирмы

"Стереографическое издательство "Свет".

  4* Рассказ Леонида Дмитриевича Семенова-Тян-Шанского (1880-1917) "Отрывки"

("Смертная  казнь").  Толстой  рекомендовал  его  для  напечатания  издателю

"Вестника Европы" М. М. Стасюлевичу.

  5* Слова  Толстого  подтверждены  записью  Маковицкого:    "Божеском   и

человеческом"   описание   того,  что  переживают  в  душе  приговоренные  и

исполняющие  приговор,   несравненно   ниже,   чем   у   Леонида   Семенова"

(Яснополянские записки, кн. 3, с. 95).



Tags: Источники до 1919 года, Прокудин-Горский на фотографиях, Ясная Поляна
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment