oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Доклад Прокудина-Горского на IV съезде русских зодчих С.-Петербурге, 1911 год

Поскольку по тегу Документы Прокудина-Горского материала становится всё больше, сделал дополнительный тег Доклады Прокудина-Горского.

Сегодня как раз хочу предложить вниманию читателей один из наиболее интересных докладов.

Доклад на IV съезде русских зодчих в С.-Петербурге. 5-12 января 1911 г.

С. М. ПР0КУДИН-Г0РСКИЙ

Памятники старины Мариинской системы и верхнего Поволжья и несколько слов о значении цветной фотографии



       Если бы цветная фотография существовала во времена Леонардо да-Винчи, то в настоя­щую пору мы имели бы более ясное представление об его знаменитой миланской «Тайной Вечери», чем то, которое мы можем получить при взгляде на жалкие остатки замечательнейшего из шедевров мировой живописи. Если бы все те способы закрепления изображения в натуральных цветах, путем ли диапозитивов или репродукций на бумаге с возможной близостью к оригиналу, которые предоставляет в наше распоряжение современная техника, существовали лет триста—четыреста назад, мы и сейчас могли бы любоваться чудесными произведениями архитектуры, живописи, прикладного искусства, исчезнувшими бесследно. Время и человеческое невежество—два врага искусства, с которыми очень трудно бороться.
     Но при современном прогрессе в области цветного фотографирования и цветной печати мы имеем в руках драгоценное средство спасать от забвения все разрушающиеся памятники искусства. В этом великое значение цветной фотографии. Закрепляя на светочувствительной пластинке создание художественного вдохновения во всей роскоши его красок, во всей прелести его колорита, со всеми тонкостями индивидуальная таланта, мы передаем потомству драго­ценный документ, и только на основании таких документов русское общество в лице специалистов и людей, просто интересующихся всем прекрасным, может правильно судить об пстинпых размерах и значении художественных богатств, находящихся в его владении. Практически результаты подобной работы немыслимо учесть, настолько они при условии пра­вильной её постановки могут быть громадны. Достаточно сказать, что одно простое увековечение всего имеющего интерес географичешй, исторической, этнографической, бытовой или художественный, увековечение при помощи одних лишь диапозитивов представляется делом чрезвычайной важности. Все в
Mиpe меняет свою индивидуальную физиономию или вовсе раз­рушается.

Известен такой любопытный факт. Не очень давно в Англии возникло громадное затруднение из-за того, что не могли найти достаточно удовлетворительных красочных изо­бражении старой Англии, относящихся к определенному времени и понадобившихся для какой- то цели. Наконец, сделали такое открытие: Императрицей Екатериной Великой был заказан столовый сервиз, состояний' из 2.000 предметов и художественно разрисованный .всевоз­можными видами Англии того времени; сервиз этот хранится в Петергофе, и в настоящее время его рисунки копируются специально прпсланным художником. И вот для того, чтобы мы впоследствии не очутились в таком же положены по отношении к своей родине, и надлежит торопиться запечатлеть в натуральных красках все, что есть в России достопримечательного, особенно в области стараго искусства, которым наша страна необыкновенно богата. И тут совершенно ясно намечаются две цели. Первая—чисто просветительная. О том, что по всей России рассеяно великое множество памятников искусства, известно лишь небольшому кружку специалистов. Но все русское общество? Оно по этому вопросу ничего не знает и к этим вопросам премупно равнодушно, в чем и не виновато, потому что в продолжение длинного ряда лет оно никогда не слыхало слова «красота», его не учили этому в школе, и из самой жизни всеми мерами изгоняли всякую красоту. Теперь настало время, когда пора про­зреть, оглянуться другими глазами, пора узнать и оценить всякий предмет родного искусства, который чудом прожил века, но каждая минута грозить ему смертью. Цветная фотографы является тут на помощь. Цветная фотография, запечатлевая все предметы в натуральных красках и отбрасывая потом их изображения на экран при помощи фонаря, может сделать #G0то, что петербуржец, никогда не покидавший своего родного города, вдруг увидит перед собою чудные храмы Владимирской губернии, соборы и монастыри Ростова Великого, терем царевича Димитрия в Углича, Ипатьевский монастырь в Костроме, драгоценный фрески, покрывающие собою стены старинных храмов, и многое множество других вещей, которыя ему и во сне не снились. Постоянное непрерывное демопстрироваше красот русского искусства на экране при помощи фонаря, потому что при этом способе больше всего сохраняется точность красок, необходимо решительно для всехъ: архитекторов, археологов, художников, писателей, учеников художественных школ, воспитанников! всевозможных учебных заведений, наконец для широкой публики всех звашй и состояшй. Широкая масса русского общества должна, наконец, узнать, что всяюй предмет, начиная от церковной колокольни и кончая полотенцем кустарного производства, если носить на себе печать художественного мастерства, представляет собою драгоценность в общей сокровищнице отечественной культуры. Она должна понять, что всякий такой предмет еще и потому драгоцепен, что в нем отражается живое и своеобразное народное творчество, вытекающее из особенностей русского миросозерцания, изменявшагося в ту, либо другую сторону под влияшем различных исторических обстоятельств. И наконец, она обязана проникнуться сознашем, что всякий предмет, в котором запечатлена душа великого народа,должен оберегаться, как зеница ока, должен составлять нащональную гордость, потому что пусто, уныло, мертво в той стране, где нет возбуждающих дух национальных реликвий, в чем бы они ни заключались. Художественное творчество в длинной цепи проявлений человеческого духа составляет именно то звено, в котором этот дух выражает себя полнее всего, исчерпывает себя до краев самой сокровенной интимности, и каждое выявлеше этого творчества в камне, деревянной резьбе, наивной росписи церковных стен, домотканной матерш, завитках орнамента,-священно, потому что говорить с нами, людьми новыми, совершенно непохожими на своих предков, о мыслях, чувствах, которыя’волновали ум и душу существ, живших в этих отдаленных от нас эпохах, говорить языком громким и красноречивым. Понимать этот язык – высокое наслаждение, но несчастье в том, что обучены ему... 1 процент во всей Российской Империи.

Такое ненормальное явление должно прекратиться, а этого можпо достигнуть, лишь непрерывно изучая красоту, постоянно имея ее у себя перед глазами. К этому стремится цветное фотографирование, и только оно одно может осуществить подобную высоко культурную задачу.

Вторая важная цель, которую преследует цветная фотография, это-оставить точный документ для будущаго. Представьте себе, что какой нибудь старинный храм, старинный дворец стал добычею пламени. В огне погибла форма, а с нею и облекавшая ее одежда и украше. ния, исчезла окраска здания, разрушились фрески, иконы, цветные орнаменты. Восстановить форму можно по фотографии. А колорит памятника, часто составлявший весь секрет его привлекательности, а фрески? Если у нас не будет цветных документов, мы бессильны. Очень хорошо, когда имеются под руками рисунки, сделанные художниками, особенно, если эти художники одновременно-архитектора, потому что, с одной стороны, эти рисунки совершенно точно воспроизводить архитектурную л шлю и, следовательно, дают полное представление о формах, с другой же-благодаря тому, что в дело замешалось чуткое Bocnpinrie художника, выявляют то, что составляет едва-ли не наибольшую драгоценность во всяком памятнике старины: его колорит, скрытую в малейших изгибах камня живую душу, создающую особое настроеше, вызываемое всяким прекрасным произведешем старинной архитектуры. Но все это хорошо при условии, если художник чувствует красоту нрошлого, если он талантлив, и если, зарисовывая памятники старины, он, увлекаясь фантазией, не делает ошибок. В этом последнем случае тате рисунки ничего не стоять, ожидать же, что все драгоценности старины будутъзарисованы только истинноталантливыми мастерами, невозможно; они наконсц просто не в сиюх поспеть всюду, и им лее на помощь должна придти цветная фотография с ся протокольным воспроизведешем лиши и максимально точным для настоящая времени воспроизведетем краски. Тогда, если возникает вопрос о полной или частичной реставрацш памятника искусства, вполне возможно её осуществление на основании вс-ех имеющихся в руках специалистов документов цветной фотографии, к достижению наибольшей точности которых направлены в настоящее время все усилия наших мастерских!». Подобная задача осуществима лишь при пользовании способом С. М. Прокудин-Горского.

Способ, которым делаются цветные фотографические снимки, основан на том, что белый солнечный свет является, как известно, результатом смешения спектральных цветов: фиолетового, синего, голубого, зеленого, желтого, оранжевого и красного. Если при помощи призмы разложить белый луч, то на экрана получится спектр-полоса со всеми означенпыми цветами. При соединены этих цветов снова получится белый цвет.

Берутся три цветных стекла: фиолетовое, зеленое и оранжево-красное, подобраппыя с таким расчетом, чтобы каждое стекло пропускало лучи только одной части спектра, а все три стекла пропустили бы в сложности все лучи спектра. Так, фюлетовое стекло должно пропустить фиолетовые, сите и голубые лучи, а остальные все лучи должно задерживать; зеленое стекло должно пропускать зеленые лучи, а остальные все задерживать; оранжевое стекло должно пропускать желтые, оранжевые и красные лучи, а всё остальные лучи должно задерживать. Если произвести съемку какого нибудь предмета последовательно с каждым из этих стекол, ставя его между объктивом и пластинкой, то пластинка воспримет в каждой отдельной съемка лучи одного определенная, родственного участка спектра, и в общей сложности три снимка воспримут все лучи спектра, т. е. все цвета природы. Случится это, однако, только при том условии, если чувствительный слой пластинки способен воспринять есть лучи спектра и передать их правильно, т. е. так, чтобы степень затемне. ния на негативе соответствовала бы степени яркости дапного цветного луча.

Известно, что обыкновенная броможелатинная фотографическая пластинка чувствительна почти исключительно к ультра-фиолетовым, фиолетовым, синим и голубым лучам, к зеленым нечувствительна, а к желтым и красным почти нечувствительна. Трудами многих ученых, занимавшихся этим вопросом, выяснено, что если слой обыкновенной броможелатинной пластинки пропитать некоторыми красящими веществами и высушить, то она становится чувствительна к другим лучам, однако достигнуть равномерной чувствительности ко всем цветам не удавалось. Наилучшие результаты из ученых Европы получил я, посвятивши много времени и труда изучению чувствительных слоев. Мне же удалось достигнуть и такой высокой общей чувствительности, что съемка может быть моментальной, а следовательно возможен и цветной кинематограф.

Со снятых чрез три цветных стекла негативов делаются диапозитивы и проектируются на экране, причем перед каждым из трех диапозитивов ставится та цветная прозрачная среда, чрез которую данный снимок был сделан. Наложением всех трех изображений на один экран получаются все оттенки красок природы.

Это-первый способ получения изображения в истинных цветах и наиболее совершенный. Второй составляют цветные Диапозитивы для обычного волшебного фонаря, и результаты получаются очень xopoшиe, вполне пригодные для демонстрирования в школьной аудиторы при преподавании. Tpeтий способ есть возможность воспроизведения с тех же негативов печатным путем на бумаге цветных изображений. Так как негативы не изменяются от времени, то цветныя изображения могут сохраняться бесконечно долго, и в этом состоять пх особое преимущество перед всякими иными способами такого рода.

Доклад был иллюстрирован многочисленными, показанными на экране, снимками архитектурных памятников и видов верховьев Волги, исполненными по описанному способу.

Tags: Доклады Прокудина-Горского, Документы Прокудина-Горского, Источники до 1919 года
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments