oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

"Парижские тайны Прокудина-Горского": наброски к шпионскому роману

Младший внук С.М.Прокудина-Горского, Мишель Сусалин однажды сказал, что о его деде "можно писать приключенческие романы".
Действительно, наш Сергей Михайлович чем-то напоминает типаж Индианы Джонса, солидного университетского профессора, который в любой момент готов одеть высокие сапоги, закинуть ружьё за спину и из тиши учебных аудиторий устремиться в непроходимые дебри, навстречу опасностям и приключениям!
Увы, о Прокудине-Горском написаны пока лишь сухие биографические статьи, малоинтересные широким читательским массам, а все семь документальных фильмом о нём напрочь лишены какой-либо интриги.
Пожалуй, настало время рассказать одну шпионско-детективную историю, в которой пока гораздо больше вопросов и загадок, чем ответов.

1930 Похищение Кутепова.jpg

Эта история началась уже довольно давно, в июле 2012 года, когда к нам на форум проекта заглянул некий гость с бессмысленным псевдонимом. Заинтриговал с первых строк:

"ПРЕДТЕЧА:
«...спросил его сердито. Отчего вы мне всё время морочили голову, выпытывая про всякой мелкую, сугубую лабуду ремесла? Отчего, то и дело, с мнениями подгоняли стремглав. А теперь, в предпоследних гранках, бессовестно выкинули обе главы, имевшие ко всему такому, хоть какое то ни будь, отношение? В том числе густую смыслом главу о Горском? Без Горского вам решительно незачем писать о Познякове. За этим неизбежно развалится вся «эфроновская денежная композиция» ГЛОБа. То есть Парижский Монтпарнас 30х - всё «сменовеховство» - можете тоже смело сложить в пубель. Он так никому не станет быть понятен, откуда он произошел?


Он отвечал – Вы правы, Андрей, правы. Действительно болезненно жаль целого, уже отписанного Горского, куском. Однако поймите, теперь мне оказалось, что Горский – соверешенно отдельная книга. Совсем отдельный сюжет. Где, если хотите, просится своя собственная Горская Философия. Линия осознанно – особенной жизни. Он сам себе Марсель Пруст»

«...после, но тем же вечером, его жена, а моя давешняя приятельница Ирина Семёновна, обзвонившись всем рецензентам по отдельности, с каждым из нас изглаживала неловкости примерно так:

-- Мне же ведь известно, шер мой - Андрей Александрович, что вы человек сугубого мужского склада. Как всегда сдержаны и немногословны. И поэтому, совершенно убеждена я теперь, что вы не станете, по вашему извечному обыкновению, молоть языком, про книгу, что не попадя на Парнасе. Поскольку если теперь рассказать канву грядущего сюжета, то кто же после станет это читать? А, коли некому будет этого читать – то и платить за издание никто не надумает тоже. И как же мне прикажете после относится к вам, потом, коли вы «за фук» лишаете меня справедливо мне причитающихся, уже рассчитанных по хозяйским нуждам, денег?

Ирина Семёновна, когда старалась, могла сказаться чрезвычайно тактична. И убедительна. За этим с нею предпочитали, не ссорится. Предпочитали дать слово»


ВОПРОС: Как называлась книга вполне известного на западе публициста, главу из которой о «биографических тайнах» С.М. Прокудина - Горского удалили в последний момент? Кто автор?


ПОДСКАЗКИ:

-- Эту рукопись, главным образом, «со слов», года два к ряду, интенсивно обсуждали досужие, русскоязычные Парижские обыватели. Главным образом «прежней волны»...

-- ...но некоторые, кому впредь предполагалось отдать её для перевода. Или те, с кем автор - через супругу - консультировался о «профессиональных деталях», конечно, читали материал целиком.

-- Андрей Дмитриевич Сахаров, в воспоминаниях, тепло поминал автора, человеком: «...похвально устойчивым в своих очевидных заблуждениях»

-- Однако «автор», хоть и не коротко, по причине разницы в возрасте, но всё же бывал очно знаком с Горским. Говорил с ним. Долго пользовал множество общих, парижских друзей. И, стало быть, располагал, о нём, персональным впечатлением.
"

Далее наш загадочный гость дал общее описание неопубликованной главы о Прокудине-Горском в неизвестно чьих мемуарах. Целиком его текст можно посмотреть на нашем форуме, я здесь воспроизведу лишь те моменты, которые будут иметь значение для нашего повествования:

"В обсуждаемой главе о Горском, автор выдвигал собственные, аргументированные версии. Он разьяснял:

-- Почему для регистрации «Ёлки», в торговом реестре Франции, на Парижский адрес, Горскому и компаньонам пришлось путешествовать в г. Ниццу? Кто именно были эти компаньоны и зачем они нужны Горскому? ...а Горский им?

-- ГЛАВНЫЙ ВОПРОС? Как и почему «русская коллекция», в конце концов, оказалась во Франции? ...или ЗАЧЕМ? Как и кому посчастливилось «пролобировать» этакий презент судеб, бедному, русскому «невозвращенцу»?

-- Почему, ровно в 35м году от Горского отвернулась фортуна? ...и иммиграция? Он перестал снимать и вообще участвовать в собственном бизнесе на «Алезии»? Получать от него доходы?
"

Первое впечатление от прочтения послания неизвестного гостя было просто шоковым: мы годами блуждали во тьме неизвестности и тут к нам вдруг снизошёл носитель каких-то совершенно сокровенных знаний, приобщённый чуть ли не ко всем тайнам Прокудина-Горского! Казалось, что это какой-то сон, потому что в реальности такие чудеса не случаются!

Придя в себя, я начал внимательно анализировать текст ПОСЛАНИЯ неизвестного гостя, слово за словом и вскоре пришёл к выводу, что перед нами весьма талантливый мистификатор, которой очень хорошо осведомлён обо всех исследованиях биографии Прокудина-Горского, но всё же не настолько внимательный и дотошный, чтобы не допустить пару "проколов", очевидных только специалисту, работавшему с архивными первоисточниками.

Испытав вслед за ошеломлением такое глубокое разочарование, я не стал играть в кошки-мышки и выложил сразу карты на стол:

"Браво, уважаемый Ours!

Вы определённо можете писать приключенческие романы, у Вас есть талант.
.....
Полагаю, что Ваше сообщение является мистификацией, основанной на обобщении (и интерпретации) общедоступных Интернет-источников. Соответственно, изъятые из книги главы "о биографических тайнах" ПГ - также часть мистификации (был бы счастлив ошибиться).
Но то, с каким изяществом и интеллектом Вы это сумели преподнести, заставляет меня снять шляпу и предложить Вам сотрудничество в реальном разгадывании "Парижских тайн" Прокудина-Горского.

P.S. Ну а автор рукописи понятно кто - Хенкин, Кирилл Викторович: http://www.people.su/118430
Конечно, он что-то мог слышать в своей молодости о Прокудине-Горском.
Книга, из которой якобы была выброшена "глава о Горском", называлась «Охотник вверх ногами», либо «Русские пришли»."


Вся дальнейшая переписка с загадочным гостем из Парижа была пустой тратой времени, ни одного нового факта о Прокудине-Горском он так и не сообщил, одни фантазии и сомнительные предположения.
Тем не менее, его мистификация заставила меня снова обратить внимание на одну персону из эмигрантского окружения Сергея Михайловича — Николая Познякова.

Впервые он меня заинтересовал в августе 2011 года, когда в английской версии статьи о Прокудине-Горском в Википедии мне попалась на глаза таблица со всеми патентами на его имя: http://en.wikipedia.org/wiki/Talk:Serge ... din-Gorsky
В 1924-26 гг. несколько патентов Сергей Михайлович взял совместно с неким Nicolas Pozniakow.
Тогда я решил узнать, кто был этот человек. Оказалось, что речь идет о Николае Сергеевиче Познякове (1893-1969). В 1920-е гг. он жил в Париже и владел фотоателье. Известен больше всего как "поэт Серебрянного века" (см. статью Вики: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0% ... 0%B8%D1%87).
А ещё об этом человеке пишут, что он был агентом ОГПУ во Франции: http://www.vekperevoda.com/1887/poznyakov.htm

Потом я заметил, что во французском коммерческом регистре 1924 г. этот самый Николай Позняков 1893 г.р. указан как соучредитель общества "Ёлка" — фотографического ателье, которое Прокудин-Горский назвал именем (точнее, прозвищем) свой младшей дочери:
1924 Позняков.jpg

Конечно, тот факт, что компаньоном Прокудина-Горского во Франции был агент ОГПУ, уже сам по себе наводил на определённые размышления, но никаких материалов для его дальнейшей тогда не нашлось. В архивы ФСБ у меня нет доступа, да и дела советских заграничных агентов, кажется, по-прежнему засекречены.

Появление на нашем форуме парижского гостя с его загадками имело единственное практическое последствие: я ознакомился с книгой Кирилла Хенкина (1916-2008) "Охотник вверх ногами".
Прежде чем дать цитату из неё, несколько слов о самом авторе.
Из Википедии: В раннем возрасте был увезён родителями за границу — сначала в Прагу, потом в Берлин и, наконец, в Париж.
В Париже в студенческие годы, по рекомендации Сергея Эфрона (мужа поэтессы Марины Ивановны Цветаевой), направляется на гражданскую войну в Испанию, воевать на стороне республиканцев. В то же время завербован ИНО НКВД.
По возвращении из Испании во Францию заканчивает Парижский университет (сравнительное литературоведение).
В 1940 году приезжает в Москву. После начала Великой Отечественной войны был зачислен в ОМСБОН НКВД. Знакомится с Рудольфом Абелем и Вилли Фишером.
После войны работал в АПН и в журнале «Проблемы мира и социализма» до 1968 года. За участие в демонстрации против вторжения советских войск отозван из Праги, стал участвовать в диссидентской деятельности В 1973 г. ему разрешили эмигрировать в Израиль. Позже переезжает в Мюнхен и становится политическим комментатором на радио «Свобода».

В книге Хенкина "Охотник вверх ногами" нас интересует только его воспоминания о Познякове/Позднякове:

"Февраль 1941 года. Владивосток. Отчаянный, после Калифорнии, холод. Издали похожие на орангутангов грузчики в ватниках, ушанках с опущенными ушами, свисающих до земли рукавицах.
Воняющая сортиром гостиница "Интурист". Назойливые незнакомцы, которых не смущает ни холодность, ни резкость; в поезде — люди, пьющие за завтраком водку стаканами; постоянное чувство, что за тобой следят. Неотступно, от трапа парохода и до перрона Ярославского вокзала в Москве.
Позже я узнал, что так оно и было.

* * *
Приехавший в Россию раньше мой сослуживец по Испании Николай Поздняков разыскал меня мгновенно. Он сокрушался вместе со мной по поводу расстрела Эфрона и ареста Ариадны Эфрон.
— Но ты пойми, ведь мы ничего не знаем. Мало ли что мог наделать Сергей!
162
Бывший "капитан Андрэ" был доволен своей жизнью в Горьком, куда его поселили вместе с его молодым испанским другом.
— У начальства ко мне особенное отношение. Совсем особенное!
И хихикал, умиленный любовью к нему начальства, рассказывал, как разоблачил в Горьком румынского шпиона.
И даже из его рассказа было ясно, что человек этот никакой не шпион.
Позже я узнал, что именно Поздняков был изобретателем радикального способа борьбы с идейными противниками за границей. Жертву оглушали, клали в ванну с соляной кислотой. Через какое-то время все спускалось в канализацию. Никаких улик. Клеветники, которые бы вздумали утверждать, что Москва занимается политическими убийствами, были бы посрамлены.
Вызывавшая жалость полуслепота, болезненный вид, скелетная худоба, внешнее сходство с Ганди, приличное знание нескольких языков, в частности, латыни и греческого, общая культура — все это внушало доверие, располагало интеллигентов к откровенности. Поздняков был незаменимым и восторженным провокатором. Работал перед самой войной камерным агентом — "наседкой" — в лагере для интернированных иностранцев.
Под личиной давно обрусевшего /чтобы объяснить неполадки с произношением/ француза "мсье Рэми" он втирался в доверие к настоящим французам, схваченным во время "освобождения" Прибалтики. Готовил их вербовку, которую завершал капитан государственной безопасности Кукин. Позднякова так разбирало похвастать, что одного завербованного с его помощью человека он мне даже назвал. Чем испортил мне будущее знакомство с этим очень милым дипломатом. Зная эту подробность его биографии, я всегда чувствовал себя напряженно.
163
Николай Поздняков! Отпрыск старинной московской семьи, представитель просвещенного купечества. В монографии Серова есть его портрет в юности."


На потрете Серова на самом деле был совсем другой Поздняков, но это к слову.

А вообще жуть какая-то, не правдали?
Постойте, постойте... в 1924-26 гг. этот самый Поз(д)няков получил несколько патентов совместно с Прокудиным-Горским. Один из них назывался "Process for rendering gelatin insoluble and its application to various arts" - "Процесс, делающий желатин нерастворимым и его применение в различных искусствах" (http://en.wikipedia.org/wiki/Talk%3ASer ... din-Gorsky).
А желатин как раз и выделяется из костей с помощью соляной кислоты: http://www.cniga.com.ua/index.files/zhelatin.htm

Да, получается, что в растворах этот "поэт Серебряного века" знал толк и лаборатория для проведения экспериментов по растворению у него всегда была под рукой.
Серьёзные научные эксперименты с желатином в лаборатории заслуженного профессора с мировым именем — неплохой предлог для того, чтобы на виду у всех на виду закупать бочками соляную кислоту!

Читатель, наверное, уже задал себе вопрос, причём здесь заглавная картина с журнальной статьёй о похищении генерала Кутепова в 1930 году?
По одной из распространённых версий, его тело после похищения растворили в соляной кислоте.
"Тайна гибели генерала раскрылась через пятьдесят лет. Переодетые в форму французских полицейских чекисты заманили Кутепова в автомобиль, но он оказал сильное сопротивление и был заколот ножом. Его тело было расплавлено в ванне с соляной кислотой." (http://hts-mail.inesnet.ru/whoiswho.ru/old_site/russian/Password/journals/11997/geroir.htm).

Покуда не доказанно оратное, я придерживаюсь к версии, что Позняков использовал С.М.Прокудина-Горского в тёмную и Профессор даже не мог предположить, для чего этот молодой человек набился к нему в компаньоны. Сергей Михайлович отчаянно нуждался в средствах после финансового краха его амбициозного проекта по производству собственных цветных фильмов во Франции, поэтому когда к нему обратился другой русский изгнанник, имевшие кое-какие средства и кое-какие познания в фотографическом деле, выбирать особо не приходилось.

Возможно, в какой-то момент Сергея Михайловича стали терзать "смутные сомнения" или доходить недобрые слухи о молодом компаньоне и этим объясняется тот факт, что имя последнего было вычернуто в коммерческом регистре из числа учредителей фирмы "Ёлка".

Относительно недавно мне попалось издание "Разведка и контрразведка в лицах". Анатолий Валентинович Диенко, ‎Клуб ветеранов госбезопасности (Руссия) – 2002.
В ней приводятся краткие биографии советских разведчиков. Книгу я смотрел через Гугл-букс, где можно видеть лишь отдельные фразы по поисковому запросу. На странице  168 было: "В 1932 году познакомился с сотрудником советской внешней разведки Н. Поздняковым и был привлечен к сотрудничеству с (ИНО) ОГПУ, по заданию которого, являясь свободным фотографом, организовал в своей квартире фотолабораторию. Участвовал в слежке за перебежчиком И. Рейссом (Порецким)."

Речь, конечно, шла не о Прокудине-Горском, а о другом человеке (Пьере Дюкоме). Однако если Познякову в 1932 году понадобилось организовать новую фотолабораторию(-прикрытие), значит прокудинская была к тому времени для него уже, скорее всего, недоступна.

Мы также пока совершенно не знаем, была ли какая-то связь между этим компаньонством и неожиданным обретением Прокудиным-Горским в 1931 году большей части своей коллекции, разрешение на вывоз которой из СССР удалось получить благодаря загадочному "счастливому стечению обстоятельств".

Но есть тема для историков и для романистов))
Tags: Биография С. М. Прокудина-Горского, Загадки Прокудина-Горского, Исследования, Окружение Прокудина-Горского, Эмигрантский период
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments