oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Село Вознесенье, затон Карьежка

Сегодня искренне порадовался за своего коллегу с сайта "Храма России" - она смогла самостоятельно отыскать в Интернете затон Карьежку - именно так называется правильно то место, которое у Прокудина-Горского подписано как "Затон Карешка".
Ещё более года назад по различным косвенным признакам я установил, что снимок "Затон Карешка" сделан в селе Вознесенье.
Однако только летом прошлого года, изучая "Атлас единой глубоководной системы европейской части РСФСР" 1967 г. я наконец нашел там то, что не удавалось найти на подробных дореволюционных схемах Вознесенской пристани - пресловутую "Карешку":



Мои сомнения в реальности существования этого топонима были основаны не в последнюю очередь на том, что при впадении Свири в Онежское озеро не было ничего похожего на то, что я привык считать "затоном" - некоей естественной изолированной акватории. Однако понятие "затон" - более широкого. Например, Википедия утверждает: "Зато́н, заводь — часть акватории реки, защищённая от ледохода и течения. Затоны бывают как естественные, например, превратившееся в залив русло старицы, часть акватории, отгороженная от основной акватории косой или речным островом, так и искусственные, отгороженные от основной акватории реки дамбами."

В случае Вознесенья под "затоном" понимается именно искусственное сооружение для стоянки судов:



В журнале "Ленинградская область. Экономика и инвестиции" (№ 51 за 2010 г.) можно прочитать следующее
"На правом и левом берегах Свири Вознесенская пристань имела многочисленные причалы, открытые площадки для складирования лесных грузов и амбары для хранения зерна и соли вместимостью до трех миллионов пудов.
Цепное (туерное) пароходство Лопарево построило мастерские на правом берегу Свири в Карьежке, где организовало ремонт, зимоотстой плавсредств, в том числе пароходов.
На правом берегу Свирь в Карьежке, кроме затона цепного пароходства Лопарево, был построен затон судовладельцев Миронкова и Кораблева, которые организовали регулярный транзит грузов по маршруту Санкт-Петербург – Рыбинск".

Источник: http://lenobl-invest.com/issue/29/55.html.

Теперь всё с названием этого замечательного снимка встало на свои места. Лишний раз подтвердилось, что названия в Мариинском альбоме в целом достоверны сами по себе, но часто искажены малоизвестные топонимы и гидронимы, так как они воспринимались на слух.

Конечно, мне было очень любопытно, сколько времени потребуется другим участникам, чтобы найти самим эту "Карешку", однако через полгода ожидания мне это надоело и 18 января 2011 г я выложил отгадку для всеобщего сведения в своём фотостриме на  Яндекс-фотках в разделе "Идентифицированные фотографии" (адрес известен всем участникам).
К счастью, мой "спойлер" так и не сработал и не лишил коллегу радости собственного открытия.
















Tags: Идентификация, Мариинская система, Свирь
Subscribe

  • Новый сюрприз от Прокудина-Горского!

    Как уже бывало не раз, Прокудин-Горский преподнёс нам новый сюрприз! В 2013 г. нами была обнаружена одна из частей мемуаров мастера - очерк "Моя…

  • Прокудин-Горский и карантин

    Большинство современников впервые столкнулись с масштабными карантинными мерами, а для дореволюционной России это было более частым явлением, как и…

  • Реклама пластинок Прокудина-Горского, 1917 г.

    К сожалению, нам пока так и не удалось выяснить точную дату выступления Прокудина-Горского с речью на торжественном юбилее, посвященном десятилетию…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments