oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Дело о приобретении в казну коллекции С. М. Прокудина-Горского. Часть 2

6
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
СОВЕТА МИНИСТРОВ
Его Высокопре<восходительству> В. Н. Коковцову

27 января 1911 г.
№ 375

Милостивый Государь,

Владимир Николаевич.


Совет Министров, рассмотрев, в заседании 20 сего января, изложенное в письмах Вашего Высокопревосходительства от 6 июля и 13 декабря 1910 года, за №№ 5588 и 10946, предложение преподавателя фотохимии и фотографии в С.-Петербургском технологическом институте Императора Николая I, надворного советника С. М. Прокудина-Горского продать в казну составляемые им коллекции фотографических снимков, в натуральных цветах, достопримечательностей России, нашел, что приобретение означенных коллекций, вместе с относящимися к ним приборами, и организация надлежащего использования сих коллекций в народно-просветительных целях было бы делом весьма полезным. Вследствие сего, Совет Министров постановил представить Управляющему Министерством Народного Просвещения озаботиться, по сношении с заинтересованными ведомствами и собственником коллекций, выработкою соответствующих по изъясненному вопросу предположений для направления их засим на уважение законодательных установлений.

Уведомляя о сем, прошу Вас, Милостивый Государь, принять уверения в отличном моем уважении и совершенной преданности.

<П. А.> Столыпин

7

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
СОВЕТА МИНИСТРОВ
Его Высокопре<восходительст>ву Л. А. Кассо

27 января 1911 г.
№ 376

Милостивый Государь,

Лев Аристович.


Совет Министров, рассмотрев, в заседании 20 сего января, изложенное в письмах министра финансов от 6 июля и 13 декабря 1910 года, за №№ 5588 и 10946, предложение преподавателя фотохимии и фотографии в С.-Петербургском технологическом институте Императора Николая I, Надворного Советника С. М. Прокудина-Горского продать в казну составляемые им коллекции фотографических снимков, в натуральных цветах, достопримечательностей России, нашел, что приобретение означенных коллекций, вместе с относящимися к ним приборами, и организация надлежащего использования сих коллекций в народно-просветительных целях было бы делом весьма полезным. Вследствие сего, Совет Министров постановил предоставить Вашему Превосходительству озаботиться, по сношении с заинтересованными ведомствами

482
и собственником коллекций, выработкою соответствующих по изъясненному вопросу предположений для направления их засим на уважение законодательных установлений.

Уведомляя о сем, с препровождением печатных по настоящему делу бумаг, прошу Вас, милостивый государь, принять уверения в отличном моем уважении и совершенной преданности.

П. Столыпин

Верно: Экспедитор канцелярии Совета Министров Иванов

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К работам Междуведомственной комиссии
по вопросу о приобретении в казну
фотографических коллекций С. М. Прокудин-Горского
Председатель: О. Д. Хвольсон.

Члены: Члены Ученого Комитета Министерства народного Просвещения: Н. М. Каринский, С. В. Рождественский, К. В. Фохт, И. Н. Холодняк, А. В. Чеботарев, В. М. Шимкевич.

Представители Ведомств: Министерства Императорского Двора В. П. Лобойков, Министерства Внутренних Дел Р. Н. Геппенер, Военного Министерства Д. Э. Теннер, Морского Министерства А. И. Степанов, Духовного Ведомства М. А. Куплетский, Ведомства Учреждений Императрицы Марии А. Л. Ященко, Министерства Торговли и Промышленности А. Н. Михайлов, Главного Управления Землеустройства и земледелия А. И. Ковенко и С. М. Прокудин-Горский.

Междуведомственная комиссия исходила в своих суждениях из нижеследующих данных и соображений:

I. С милостивейшего соизволения Его Императорского Величества Государя Императора составляется С. М. Прокудин-Горским коллекция фотографических картин в красках различных местностей Российской Империи. В настоящее время (конец 1911 г.) изготовлено около 2200 тройных негативов. Предполагается довести это число до 10 000, а может быть и до еще большего числа.

По всеподданнейшему докладу господина Министра Путей Сообщения Его Императорское Величество соизволил на предоставление С. М. Прокудин-Горскому для работы с помощниками пользоваться бесплатно пароходами Министерства Путей Сообщения, а равно и вагоном, специально приспособленным для его работ. Только при этих условиях С. М. Прокудин-Горский мог выполнять свои работы в 1909—1911 годах; сохранение этих условий и в будущем вполне необходимо для осуществления дальнейшего хода его работ.

II. По методу С. М. Прокудин-Горского могут быть получены цветные фотографии и картины, например, следующих объектов:

1. Отдельные местности, ландшафты, выдающиеся своей красотой или представляющие интересные характерные особенности.

2. Исторически интересные места: здания, церкви, соборы, монастыри, места, где происходили важные исторические события. Сюда же могут быть отнесены объекты, представляющие интерес в археологическом отношении.

3. Население, типы, инородцы, группы и т. д.

4. Местности, географически между собою связанные. Могут быть изготовлены серии фотографий для ознакомления с совокупностью таких местностей, напр.: Мариинская водная система, течение одной реки, местности одной губернии, части горных цепей и т. п.

483
5. Местности исторически между собою связанные. Могут быть изготовлены серии фотографий местностей, напр. связанных с воспоминаниями о воцарении Дома Романовых, об Отечественной войне и т. п.

6. Этнографические картины групп жителей, находящихся в движении, напр.: ярмарки, народные празднества, крестные ходы и т. п. Получение таких картин возможно только при моментальной экспозиции, для чего необходимо было спроектировать и построить особый новый фотографический аппарат, впервые испытанный С. М. Прокудин-Горским осенью сего 1911 года при поездке в Туркестан.

7. Серии картин, относящихся к военному делу, к определенным отделам различных наук, техники и т. п.

III. Непосредственно полученные тройные негативы со временем не портятся и могут быть сохранены неопределенно долго. Вся коллекция негативов представляет весьма большую ценность по трем причинам:

1. Как результат огромного, многолетнего труда.

2. Как уникум во всем мире по близости воспрюиэводимых снимков к самой природе, благодаря получению негативов на пластинках, обработанных по изобретенному С. М. Прокудин-Горским способу, составляющему его секрет.

3. Как исходный материал для изготовления тех предметов, о которых будет сказано ниже.

Из вышеизложенного явствует, что вся коллекция негативов должна быть тщательно сохранена в безопасном, в особенности от огня, месте: ни в каком случае она не должна находиться в частной квартире.

IV. Хранящиеся в особом Складе оригинальные негативы служат исходным материалом при изготовлении следующих предметов:

1. Копии-негативы, необходимые для того, чтобы не трогать оригинальных негативов при получении позитивов.

2. Тройные позитивы в алюминиевых рамах для проектирования на экране. Цена такого позитива с рамою ныне доходит до 15 р. (позитив 5 р., рама 10 р.), но при массовом производстве цена, вероятно, понизится до 6 р., причем в отдельности позитив будет стоить 2 р., рама 4 р.

3. Цветные диапозитивы, полученные не раскрашиванием от руки, но путем наложения друг на друга цветных пленок по способу, изобретенному С. М. Прокудин-Горским. Эти диапозитивы пригодны для всякого проекционного фонаря, хотя бы и с керосиновым освещением. В настоящее время цена диапозитива 1 р. при массовом производстве, но С. М. Прокудин-Горекий надеется понизить цену, особенно при массовом прюизводстве, до 40 коп.

4. Печатные картины в красках для составления альбомов и для вывешивания на стене. Образцы таких картин были предъявлены членам Междуведомственной комиссии.

V. Для демонстрирования тройных позитивов С. М. Прокудин-Горский пользуется большим фонарем с тремя источниками света, постройка которого стоила около 6000 р., так как он неоднократно подвергался изменениям и усовершенствованиям, и многие его части специально заказывались в Англии. В настоящее время выработан, однако, тип более простого проекционного фонаря с одним источником света. Фонари этого типа могут быть построены в любом количестве Оптическим отделом Обуховского завода, причем цена фонаря не превысит 1000 р. при единовременном заказе нескольких штук.

VI. Необходимо устройство Лаборатории, главнейшие работы которой будут заключаться в следующем:

1. Окончательная обработка оригинальных негативов, полученных на местах.

2. Изготовление копий негативов.

3. Изготовление тройных позитивов.

484
4. Изготовление простых диапозитивов.

5. Производство всех предварительных работ для получения клише для печатания цветных картин. Изготовление клише и печатание картин придется, вероятно, передать в частные руки, хотя идеальною представилась бы такая организация лаборатории, при которой в ней производились бы все работы, кончая печатанием рисунков. Такая организация, однако, трудно осуществима, в виду тех затрат, которые для этого потребуются. Так, напр., для печатания картин для всей России необходимо иметь 10—15 особого рода машин, стоимостью около 20 000 р. каждая.

VII. Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович изволил взять под свое покровительство дело изготовления и распространение альбомов. Существует особая Комиссия для составления описания картин; в ее состав входят выдающиеся ученые, историки, археологи и географы.

Министерство народного просвещения получило от гг. попечителей учебных округов сведения, из которых явствует, что от средних учебных заведений Ведомства народного просвещения имеется спрос примерно на 2000 альбомов по 100 картин каждый.

VIII. Можно считать вполне установленным, что цветные фотографии С. М. Прокудин-Горского обладают выдающимися качествами: они могут быть названы в высокой степени художественными произведениями. На это указывает всемилостивейшее внимание, которого они удостоились со стороны Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, а также Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны. То же самое подтверждается отзывами многих компетентных лиц, присутствовавших на демонстрированиях, которые устраивались С. М. Прюкудин-Горским, хотя на этих демонстрированиях еще не могли быть показаны те новые этнографические картины групп народонаселения, находящихся в движении, которые были получены осенью 1911 года в Туркестане.

IX. Точно так же следует считать вполне установленным то огромное значение, которое должны иметь эти фотографии для народно-просветительных целей. Достаточно вспомнить, что 20 января 1911 года Совет Министров нашел, что «организация надлежащего использования сих коллекций в народно-просветительных целях было бы делом весьма желательным». Таковой же взгляд высказали г. Председатель Ученого комитета Министерства народного просвещения, тайный советник, член Императорской Академии Наук, Н. Я. Сонин, а также Отдел географии Учебно-воспитательного комитета Педагогического музея военно-учебных заведений.

Картины С. М. Прокудин-Горского дают такое ясное и живое представление местностей, сооружений (Мариинский водный путь), народностей и т. д., которого не могут дать никакие описания; поэтому они могут принести величайшую пользу при преподавании географии и истории России, а также Закона Божия.

Когда картинам С. М. Прокудин-Горского будет устроен широкий доступ в наши учебные заведения, как средние, так и низшие, то у нас окажется образцовое, истинное родиноведение, и в этом важном и необходимом деле Россия займет завидное, передовое положение между культурными странами, особенно ценное ввиду необъятной шири и крайней неоднородности различных частей Российской Империи.

X. Председатель Совета министрюв (покойный П. А. Столыпин) сообщил г. министру финансов письмом от 13-го декабря 1910 г., что Совет министров признал необходимым, чтобы, предварительно окончательного разрешения дела, Министерство Финансов вступило в переговоры с г. Прокудин-Горским с целью «склонить его к уступке казне права пользования коллекциею путем распространения ее всеми возможными способами».

Совет министров нашел (20 января 1911 г.), что «приобретение казною коллекций фотографических снимков вместе с относящимися к ним приборами было бы делом весьма полезным».

485
Все вышеизложенное приводит к ряду вопросов, из которых должны быть совершенно выделены следующие два:

А. Вопрос о применении, на местах, больших проекционных фонарей и тройных к ним позитивов. Так как цена фонаря определяется в 1000 руб., цена отдельного позитива и в будущем не опустится ниже 2 р., а отдельной алюминиевой рамы не ниже 4 р., то ясно, что приобретение фонаря и значительной коллекции позитивов окажется доступным лишь для весьма немногих средних учебных заведений, тем более, что для проекционного фонаря требуется сильный источник света. Такой фонарь со всеми к нему принадлежностями может быть приобретен в больших городах несколькими учебными заведениями на общие средства, более богатыми обществами, преследующими просветительные цели, городами, войсковыми частями и т. д.; возможно также, что за это дело возьмутся некоторые земства. Междуведомственная комиссия не могла остановится на каких-либо более точных указаниях по сему вопросу. Когда все дело станет на прочных основах и сделается общеизвестным, то число мест, где будут происходить демонстрирования картин при помощи большого фонаря, несомненно будет быстро расти. Способствовать расширению дела могла бы возможность обмена коллекций между различными местами, а также получения серий картин для временного пользования из того центрального учреждения, которое будет ведать рассылкою и продажей фонарей и тройных позитивов.

Это дело должно быть предоставлено частной инициативе. Правительство могло бы способствовать ему лишь путем широкого оповещения заинтересованных кругов.

Междуведомственная комиссия не сочла возможным или даже необходимым высказаться относительно деталей этого вопроса.

В. По вопросу об альбомах и стенных картинах Междуведомственная комиссия ограничилась пожеланием, чтобы это дело, столь сочувственно принятое Министерством народного просвещения, не заглохло, и чтобы другие ведомства, в свое время, приступили к выяснению числа альбомов и стенных таблиц, потребных для находящихся в их ведении учебных заведений, и всячески способствовали их распространению. Нет сомнения, что альбомы и стенные картины найдут сбыт и в частной продаже.

Выделив эти два вопроса и основываясь на вышеприведенных данных, Междуведомственная комиссия пришла к заключению, что ей надлежит всесторонне обсудить следующие четыре вопроса:

1. Где и как устроить склад негативов.

2. Где и как устроить лабораторию, на обязанности которой будут лежать работы, перечисленные в пункте VI.

3. Где и как устроить центральное бюро, деятельность которого, между прочим, будет заключаться в следующем:

а) Заказ и хранение тройных позитивов, алюминиевых рамок, диапозитивов, альбомов и стенных картин.

b) Заказ проекционных фонарей.

с) Составление и рассылка каталогов, условий приобретения, или получения для временного пользования, предметов, указанных в пунктах а и b, а также вся переписка с заказчиками.

d) Рассылка заказанных предметов.

4. Каковы должны быть условия передачи казне всего дела, составляющего ныне собственность С. М. Прокудин-Горского.

По всестороннему обсуждению этих вопросов, Междуведомственная комиссия пришла к следующим заключениям:

I. Склад негативов может быть устроен отдельно от центрального бюро и от лаборатории. При выборе для него места следует руководствоваться исключительно только соображениями о безопасности весьма ценной коллекции, особенно в пожарном отношении. Вместе с негативами должен храниться и фонарь, которым пользовался

486
С. М. Прокудин-Горский при своих демонстрированиях. Несомненно, что склад может быть устроен только при одном из правительственных учреждений. Междуведомственная комиссия не сочла своею задачею остановиться на каком-либо определенном решении вопроса о месте склада, полагая, что правительству не трудно будет указать такое место в одном из своих учреждений.

Для склада потребуется:

1. Помещение, общая площадь Которого должна равняться примерно 20 кв. саж.; в нем должно свободно помещаться до десяти шкапов (шириною около 3-х аршин каждый) и некоторое число широких крепких столов.

2. На оборудование этого помещения мебелью потребуется, по соображениям С. М. Прокудин-Горского, расход в 1000 р.

3. На содержание потребуется ежегодно расход в размере 410 р., а именно:

На вознаграждение сторожу
300 р. (кроме квартиры).

На освещение
50 р.

На отопление
60 р.


Эти требования относятся ко времени, когда число негативов возрастет до предположенного числа десяти тысяч. До этого времени расход на оборудование определится по расчету на действительную потребность. В первом году предвидится расход на оборудование мебелью в сумме 600 р.

Ввиду большой опасности, в которой несомненно ныне находится плод трехлетней работы, безусловно необходимо, чтобы готовые негативы по возможности немедленно были перенесены в безопасное место.

II. Крайне желательно, можно даже сказать — необходимо, чтобы центральное бюро и лаборатория были учреждены вместе, или по крайней мере в одном и том же здании. Устройство их в различных местах, несомненно, вызвало бы большие затруднения, ввиду необходимости непрерывных сношений между ними, передачи ценных предметов и т. д.

III. На устройство и поддержание центрального бюро потребуется:

1. Помещение, общая площадь которого была бы не меньше 40 кв. саж.

2. На оборудование этого помещения мебелью (1500 р.), и устройство освещения (500 р.), необходим расход в 2000 руб.

3. На содержание этого помещения потребуется ежегодный расход в размере 6680 р., а именно:

На помещение
1500 р.

На освещение
100 р.

На отопление
120 р.

На ремонт и непредвиденные расходы
60 р.

Телефон
50 р.

Вознаграждение заведующему
1800 р.

Вознаграждение помощнику
1200 р.

Вознаграждение 2-м конторщикам
1200 р.

Содержание двум сторожам
600 р.

Канцелярские расходы
50 р.


IV. На устройство и поддержание лаборатории потребуется:

Помещение, общая площадь которого была бы не меньше 100 кв. саж.

На оборудование лаборатории необходим расход в 14 600 р. по нижеследую

щей смете:

проекционный прибор с принадлежностями
3000 р.

юстировочных стола
600 р.

100 рам с вращающимися окнами
1000 р.

Лабораторные приборы и посуда
2000 р.

Оборудование освещением
2000 р.



487 Оборудование мебелью
1500 р.

Оборотный капитал
100 р.


3. На содержание лаборатории необходим ежегодный расход в 14 390 р., а именно:

На помещение
3000 р.

На освещение
500 р.

На отопление
200 р.

На ремонт помещ. и непредв. расходы
100 р.

На ремонт лабораторной посуды
200 р.

Телефон
50 р.

Вознаграждение заведующ. лабораторией
2000 р.

” фотографу
1800 р.

” 2-м помощникам
1200 р.

” завед. отделен. краски
900 р.

” 2-м помощникам
600 р.

” 4 служащ. для опт. диапозитивов
1440 р.

” 2-м юстировщикам
1800 р.

” 2-м сторожам
600 р.


V. склад, центральное бюро и лабораторию потребуется, таким образом,

1. На оборудование расход в 17 600 р.

2. Ежегодный расход в 21 480 р.

VI. Междуведомственная комиссия пришла к заключению, что, независимо от решения вопроса о том, где будут устроены центральное бюро и лаборатория и в чьем непосредственном ведении они будут находиться, необходимо учреждение постоянного Наблюдательного комитета, в состав которого вошли бы представители всех заинтересованных ведомств, а также С. М. Прокудин-Горский, как непременный член. К задачам этого Комитета будут относиться: наблюдение над общим ходом дела, проектирование мер для дальнейшего его развития, общие указания относительно желательного направления дальнейших работ С. М. Прокудин-Горского, а также контроль над всем делом. Для выработки детальных программ предполагаемых ежегодно работ С. М. Прюкудин-Горского Наблюдательный комитет приглашает соответствующих специалистов.

Председатель Наблюдательного комитета назначается министром народного просвещения.

VII. Междуведомственная комиссия считает необходимым подчеркнуть, что непременным условием возможности продолжения работы С. М. Прокудин-Горского на местах является сохранение за ним тех льгот, которыми он ныне пользуется при поездках (см. пункт 1, стр. 1).

VIII. По основному вопросу о том, где устроить и кому поручить центральное бюро и лабораторию, были обсуждены Междуведомственной комиссией два общих плана.

План А. Центральное бюро и лаборатория устраиваются при одном из существующих правительственных, общественных или частных учреждений. Вероятно, правительство могло бы указать на такое учреждение и поручить ему устройство центрального бюро и лаборатории, но Междуведомственной комиссии не удалось найти такого решения вопроса, осуществление которого представлялось бы сколько-нибудь возможным или вероятным. Членами Комиссии было указано, напр., на Педагогический музей военно-учебных заведений, на Императорскую Академию наук, на Академию художеств, на Экспедицию заготовления Государственных бумаг, на Народный Дом Императора Николая II, на Музей Императора Александра III и на Музей прикладных знаний в Москве. Однако во всех случаях оказалось, что названное учреждение не имеет свободного места и настолько обременено выполнением своих

488
прямых обязанностей, что не может взять на себя ведение нового, обширного и ответственного дела. Подробности по сему вопросу изложены в журналах заседаний Междуведомственной комиссии.

План В. В Междуведомственной комиссии возник и подвергся обсуждению другой план, предложенный представителем Ведомства Учреждений Императрицы Марии А. Л. Ященко и подробно развитый им в записке (см. приложение). Сущность этого плана сводится к тому, чтобы во главе всего дела поставить С. М. Прокудин-Горского и ему поручить как устройство центрального бюро и лаборатории, так и дальнейшее ведение дела во всем его объеме. По заявлению С. М. Прокудин-Горского этот план представляется вполне осуществимым при условии значительного расширения того помещения, которое ныне занято его лабораторией и мастерской.

Междуведомственная комиссия считает вполне целесообразным тот способ передачи секрета изобретения С. М. Прокудин-Горского государству, который подробно изложил в записке А. Л. Ященко.

Обсудив план В, Междуведомственная комиссия признала, что в нем заключается наиболее простое, целесообразное и справедливое решение вопроса. Как русский изобретатель, С. М. Прокудин-Горский заслуживает самой широкой поддержки. Его неутомимой энергии, настойчивости и изобретательности мы обязаны великим делом возникновения у нас истинного родиноведения, бесценной возможностью ясного ознакомления учащейся молодежи с нашим обширным отечеством.

Русское государство не откажется всячески поддержать талантливого изобретателя, работами которого оно может гордиться. Передачей в его руки центрального бюро и лаборатории будут достигнуты три цели:

1. Изобретателю будет дана широкая возможность продолжать свои исследования, усовершенствовать свои фотографии и обогащать русскую науку дальнейшими изобретениями.

2. Достигается полная уверенность в том, что предметы, изготовляемые лабораторией, по своим качествам, действительно будут соответствовать высшим требованиям, какие в каждый момент могут быть предъявлены.

3. Во главе будет находиться лицо, которое наиболее близко и всесторонне знакомо с делом и которое, при непрерывном содействии Наблюдательного комитета, сумеет придать этому делу наиболее целесообразное направление и достичь намеченных и столь желательных целей.

IX. По четвертому из вышеперечисленных вопросов, а именно: «Каковы должны быть условия передачи казне всего дела, составляющего ныне собственность С. М. Прокудин-Горского» оказалось, что С. М. Прокудин-Горским в разное время были представлены следующие условия:

1. Летом 1910 г. С. М. Прокудин-Горский обратился к министру финансов с докладною запискою, в которой предлагал передать в казну всю свою будущую коллекцию 10 000 негативов за 100 000 р., с выдачею ему этой суммы по частям, соответственно действительному исполнению работы по пополнению коллекции; при условии же повышения этой суммы до 125 000 р. он соглашался оставить эту сумму в виде неприкосновенного капитала в Государственном казначействе с выдачею ему и его наследникам причитающихся процентов.

2. В конце 1910 г. С. М. Прокудин-Горский, отвечая на вопросы, предложенные ему, по поручению министра финансов, директором департамента Государственного казначейства, представил следующую смету.

За 1300 негативов
13 000 р.

” 800 позитивов в рамках
12 000 р.

” прибор для проектирования
6 000 р.

” авторское раво
55 000 р.



489
Всего единовременно 86 000 р. и 10 р. за каждое из тех негативных изображений, которые будут им впредь выполняться во время совершаемых для этой работы с Высочайшего соизволения поездок по России.

Междуведомственная комиссия рассмотрела, главным образом, второе предложение, как позднейшее по времени. Она пришла к заключению, что вознаграждение, предложенное за негативы, позитивы в рамах и за прибор для проектирования, вполне соответствует ценности означенных предметов. Оценку же авторских прав суммою в 55 000 р. Комиссия считает весьма умеренною, так как С. М. Прокудин-Горский, при эксплуатации своего изобретения путем продажи права издания отдельных серий картин в частные руки, несомненно, мог бы достичь значительно больших выгод. Необходимо иметь в виду, что в настоящее время, после окончания новых серий работ, произведенных в 1911 г., вышеприведенные суммы должны быть соответственно изменены.

X. Общий обзор расходов.

По плану А: склад, центральное бюро и лаборатория устраиваются в одном из существующих, подходящих учреждений. С. М. Прокудин-Горский передает казне все указанные выше предметы, а также свои авторские права.

На оборудование склада, центрального бюро и лаборатории, по вышепреведенной смете (см. пункт V) 17 600 руб.

С. М. Прокудин-Горскому (см. пункт IX, 2)

За 2200 негативов
22 000 р.

” 800 позитивов в рамках
12 000 р.

” прибор для проектирования
6 000 р.

” авторское раво
55 000 р.


всего 95 000 р.

Весь расход на оборудование и на приобретение всего дела казною выразится в сумме 112 600 руб.

Ежегодный расход, см. пункт V, (за исключением расхода на помещение центрального бюро 1500 р. и лаборатории 3000 р.) 16 980 р. и кроме того, по 10 р. за каждый вновь изготовленный негатив, что составит сумму не свыше 10 000 р.

Весь ежегодный расход выразится, таким образом, суммою не свыше 26 980 руб.

Доход центрального бюро поступает в казну.

По плану В: склад негативов устраивается в одном из существующих подходящих учреждений. Центральное бюро и лаборатория устраиваются С. М. Прокудин-Горским, который в то же время передает казне вышеуказанные предметы и свои авторские права.

Расход на оборудование склада, центрального бюро и лаборатории, по вышеприведенной смете (см. пункт V) 17 600 руб., С. М. Прокудин-Горскому 95 000 р.

Весь указанный расход 112 600 р.

Ежегодный расход, как по плану А, но со включением 4500 р. на помещение центрального бюро и лаборатории, 31 480 руб., кроме того, вознаграждение С. М. Прокудин-Горскому за руководство делом и за труды по усовершенствованию применяемых ныне в работе способов 7500 р.

Весь ежегодный расход не свыше 38 980 р.

Доход центрального бюро поступает в казну, за вычетом 5% валового дохода, которые предоставляются в подотчетное распоряжение С. М. Прокудин-Горского, как специальное средство учреждения, на предмет удорожания рабочих рук и материалов и на увеличение оборотного капитала.

490
Приложение

Мнение А. Л. Ященко по вопросу о приобретении изобретения
С. М. Пркудин-Горского в собственность государства

Ознакомившись с изобретением С. М. Прокудин-Горского особого способа цветного фотографирования с полным его применением, как для целей изготовления снимков, так и для целей демонстрирования таковых при помощи им же конструированных проекционных фонарей и аппаратов, а равно и для целей печатания, я всецело присоединяюсь к мнению целого ряда лиц и комиссий о большой ценности этого изобретения для народно-просветительных целей в самом обширном смысле этого слова и вполне уяснил себе, что и в настоящем состоянии изобретение это является выдающимся.

Тем не менее нахожу, что в этом деле совершенствование далее не только возможно, но должно и будет, причем полагаю, что дальнейшее усовершенствование более всего возможно и доступно самому автору изобретения, непрерывно работающему в этом направлении, как выяснилось из беседы в комиссии. Как на пример такого усовершенствования можно было бы указать на постепенное доведение цветных фильтров до полного приближения к цветам природы и спектра и на кинематографическое приспособление и др. И то и другое в результате даст возможность фиксировать навечно природу и объекты в их спокойном и подвижном состоянии. Практические выгоды таких улучшений не подлежат сомнению и учесть их ценность в будущем трудно, но она не малая.

Согласно вышеизложенному, я полагал бы центр тяжести совещания о том, как наиболее выгодно использовать изобретение С. М. Прокудин-Горского, перенести на мысль поставить самого автора изобретения в условия, при которых он мог бы быть сам руководителем всех тех практических использований его изобретения для народно-просветительных целей, о коих шла речь в совещании, с другой стороны, чтобы он имел возможность далее совершенствовать свое изобретение, сохраняя его как государственную собственность.

Если автор согласен считать себя в силе совместить это руководительство практическими использованиями с дальнейшими своими физико-лабораторными работами, то я предлагаю нижеследующий проект, оставляя совершенно открытой его деталировку.

1) Просимые автором 90 с лишним тысяч руб., из коих 55 за авторское право, следует ему выдать, принимая во внимание практическое значение его изобретения и скромность вознаграждения за авторство.

2) Автору следует назначить ежегодное пособие на его дальнейшие работы как в деле совершенствования изобретения, так и в деле руководительства над приготовлением проекционных аппаратов его системы и разного рода диапозитивов и клише в настоящей стадии его изобретения и в последующие. Равно следует назначить ежегодную сумму на содержание его помощников и лаборатории. Для всего этого надлежит получить от автора смету.

3) Автору следует предоставить какую-либо кладовую в одном из правительственных учреждений для безопасного от огня и другой порчи хранения всех препаратов изобретения, имеющих значение или уникумов, или историческое.

4) Авторское право считать проданным государству на условиях, что секрет автора должен быть сообщен на случай смерти автора некоторым его сотрудникам, в том числе и лицам, указанным правительством. За подписью автора секрет этот, кроме того, следует хранить в запечатанном конверте в одном из государственных учреждений (Государственном банке), куда автору надлежит помещать дополнительные конверты с дальнейшими данными по усовершенствованию того же изобретения, каковые одновременно сообщаются и вышеуказанным лицам.

Таким образом за свое ежегодное пособие и выдаваемые суммы на лабораторию автор делает государство собственником и дальнейших усовершенствований своего изобретения.

5) Автор обязуется на получаемые вышеуказанные средства организовать изготовление и выпуск проекционных аппаратов, разного типа диапозитивов (тройных, ординарных и для руководства к изготовлению клише для печати) и руководить таким выпуском аппаратов и диапозитивов и впредь, причем продажная цена проекционных аппаратов типа 1911 года не должна превышать 1000 рублей, тройных позитивов к ним не дороже (в массе) 6 рублей, а ординарных цветных диапозитивов не дороже 1 руб. При этом автор принимает на себя моральное обязательство, предложенное им в комиссии, стремиться и к дальнейшему удешевлению цен, дабы изобретение его могло с пользой проникнуть в наиболее захолустные уголки России и к наиболее недостаточному классу населения.

6) В случае смерти автора от правительства зависит, передать ли наблюдение за всем делом преемнику С. М. Прокудин-Горского по труду, знанию и опытности, или иному лицу или учреждению, кому найдено будет нужным и сообщение секрета.

А. Л. Ященко
Tags: Архивные источники, Документы Прокудина-Горского, Источники до 1919 года, Судьба коллекции Прокудина-Горского
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments