oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Доклад Прокудина-Горского на конгрессе по прикладной химии в Риме в апреле 1906 г.

Мой перевод с французского доклада Прокудина-Горского на конгрессе по прикладной химии в Риме в апреле 1906 г., с небольшими сокращениями.
О ТОМ, КАК ВСЁ БЫЛО НЕПРОСТО

"Наблюдения и замечания о фотографических работах в натуральных цветах.

Целью моего настоящего доклада является сообщение о наблюдениях, сделанных за два последних года в различных местах России, на Юге, где жара не менее сильная, чем, например, в Италии, и на Севере, где морозы бывают иногда очень суровыми.
Находясь часто в малообжитых местах, я никогда не имел того комфорта, который есть повсюду в Европе. Моё путешествие было особенно тяжким в диких горах, где часто отсутствовали не только провизия, но и элементарные удобства. В тех условиях мне надлежало отснять большое количество фотографического материала и думать о его сохранении.
Наиболее важным было хорошо сохранять фотографические пластинки.
Несколько лет назад, имея в виду это большое путешествие, я озаботился прежде всего сохранностью сенсибилизированных пластин.
В одно из моих пребываний в Берлине я сообщил профессору Мите мои соображения о том, как наиболее быстро сушить пластины. Проф. Мите меня одобрил, так как имел, вероятно, те же соображения по данному вопросу.

После двухлетней практики я могу сказать с уверенностью, что чем быстрее пластинки высушены, тем дольше они сохраняются. Но помимо этого обстоятельства имеются и другие, которые ещё более серьёзно влияют на сохранность сенсибилизированных пластин.
Я хочу сказать о промывке, которая делается после погружения пластин в сенсибилизирующий раствор.
…..
Следующий факт может дать вам представление о длительности сохранности (консервации) приготовленных таким образом пластин. Год назад я приготовил дюжину комплектов пластин, помещенных в одно время в один сенсибилизатор, полдюжины из которых промывались 3 минуты и другие полдюжины – 3 часа.
Отправляясь на Кавказ, я оставил эти пластины среди других в Петербурге. Спустя месяц мне их выслали, по причине разных обстоятельств эти пластины следовали за мной в течении года моего путешествия. По моему прибытию я получил их в Петербурге, где я их опробовал. Те, которые были тщательно промыты, хорошо сохранились, они были почти такие же чувствительные, как новые, в то время как пластины, промытые в течении трёх минут, были покрыты дымкой и столь малочувствительны, что непригодны для использования. Оба сорта пластин были в одинаковой упаковке: запаянном металлическом кофре и в другом из дерева.
Эти пластины путешествовали в разных условиях, так как они были посланы на Кавказ в июне и вернулись только весной.
….
Очень важно предохранять чувствительную поверхность пластин от влажности любыми средствами, особенно в районах с жарким и влажным климатом.
….
Большое количество очень ценных фотографий погибли по вине влажности в жарких местностях.
Есть ещё обстоятельство, на которое следует обратить внимание, это конструкция кассеты.
Кассеты, в которых обыкновенные пластины могут сохраняться неопределённо долгий период времени не подходят вполне для работы с сенсибилизированными пластинками и вот почему: под местами, где крышка кассеты крепится, находится кусок приклеенного материала (ткани). Клей воздействует губительно на чувствительную поверхность, особенно в жарких странах.
Я полагаю, что летучее вещество, испаряющееся при большой температуре, имеет влияние на чувствительный слой и он покрывается после проявки налётом (дымкой) во всех местах, соответствующим прокленным частям крышки. Достаточно в жарких странах оставить на 24 часа пластину в кассете, чтобы испортить изображение полностью. Таким образом я их уничтожил большое количество.
Во время моего путешествия я имел с собой кассеты, сделанные тремя разными известными фабриками Германии, которые имели этот дефект но были превосходны во всём остальном.
Предохраняющий слой, о котором я говорил выше, мог бы, как мне кажется, сослужить большую службу в данном случае."

В этом докладе наиболее интригует фраза "В моей практике были случаи, когда работа целой экспедиции, посланной с научной целью по отдаленным местностям России, пропадала совершенно. Непроявленные пластинки везлись много верст на вьюках на верблюдах. Почти все снимки пропадали частию от сырости, частию от перетирания слоя пластин."
Вероятно, здесь описывается драматическая ситуация, произошедшая с самим Прокудиным-Горским во время одной из его ранних (до 1906 г.) экспедиций, когда весь отснятый им материал погиб. Или почти весь. Упоминание о верблюдах говорит за Среднюю Азию, но нет ни малейших сведений о том, что фотограф там бывал ранее декабря 1906 г. Может быть, всё же речь идёт о его поездке на Кавках летом 1904 г., от которой остались лишь некоторые снимки (в т.ч. сильно испорченные по непонятной причине)?

Tags: Доклады Прокудина-Горского, Документы Прокудина-Горского, Загадки Прокудина-Горского, Источники до 1919 года, Научная и изобретательская деятельность, Технология съемок и проекций
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments