oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Брандвахта Прокудина-Горского, 1910 г.

В августе 2012 году у нас было специальное исследование на тему баржи, на которой Прокудин-Горский путешествовал по Средней Волгев 1910 году: http://oldcolor.livejournal.com/67667.html



Петербургский исследователь-искусствовед Наталья Мозохина нашла интереснейшие архивные документы, раскрывающие предысторию путешествия фотографа на этом плавсредстве.
Получив общее одобрение царя, Прокудин-Горский вступал в длительную бюрократическую переписку с целью получения от МПС требующегося для очередной экспедиции средства передвижения. Всё это делопроизводство сохранилось в петербургских архивах, благодаря чему у исследователей теперь есть возможность приоткрыть завесу прошлого.

ИТАК:


РГИА, ф. 190, оп. 4, ч. 4, 1910, е.х. 7670. Дело об оказании содействия г. Прокудину-Горскому при поездках по водным путям для фотографирования в натуральных цветах.
"л. 3.
Канцелярия управления внутренних водных путей и шоссейных дорог - Николаю Николаевичу Андриевскому от 24.03.1910:
"Г. начальник управления приказал предоставить имеющуюся в Твери брандвахту в распоряжение Прокудина-Горского с тем, чтобы необходимое оборудование брандвахты для целей производства цветной фотографии было произведено сколь возможно экономно с расходом не свыше 1 т.р. и кредита пар. 5 ст. 3 - в сметы с.г."
л. 4.
Начальник Санкт-Петербургского округа путей сообщения - начальнику управления внутренних водных путей и шоссейных дорог от 27.03.1910:
"...Указанная брандвахта приспособлена исключительно для обслуживания плавучего холерного барака в г. Твери. Потребовавшийся на это расход был покрыт из специального кредита, ассигнованного на противохолерные мероприятия.
В случае появления в Верхней Волге холерной эпидемии барак без указанной брандвахты, на которой живет прислуга и хранится инвентарь, не может быть открыт, если брандвахта будет предоставлена в распоряжение г. Прокудина-Горского и по его указаниям переделана... В виду ограниченности ассигнований не предоставляется возможным отчислить 1 т.р. на оборудование брандвахты для указанной цели". Далее ходатайствует об ассигновании, если все же будет решено отдать брандвахту в пользование Прокудина-Горского"

л. 5.
Справка инспектора судоходства Санкт-Петербургского округа путей сообщения от 31.03.1910:
"Приобретение в 1907 г. суда и устройство на нем служб для плавучего холерного барака в г. Твери обошлось в 1538 р. На устройство вновь таких же служб для плавучего холерного барака потребуется примерно 1500 р."
л. 6.
Журнал Управления комитета внутренних и водных путей и шоссейных дорог по эксплуатационному отделу от 05.04.1910:
"Председатель - инженер Лапин. Присутствовали: Агарев, Бонч-Осмоловский, инженер Витте, Проценко, Беклемишев, инженер Водарский:
"При обсуждении с начальниками тех округов путей сообщения, в которых предполагает работать Прокудин-Горский в текущем году, т.е. на Волге и Каме, вопроса о наиболее удобном и экономном способе выполнения намеченной им задачи, а равно принимая во внимание характер этой работы, при которой после съемки местности нельзя двигаться дальше ранее, чем проявлены все снятые пластинки, остановились на том предположении, что всего удобнее для этой цели приспособить какую-либо небольшую брандвахту, которую приведшие ее пароходы могут оставить в наиболее интересных пунктах на более продолжительное время, вследствие чего пароход освобождается, тогда как в случае предоставления и приспособления для фотографических целей самого парохода его приходилось бы занимать на весьма продолжительное время, как то имело место в последнем году, когда для съемки части Мариинской системы (846 в.) пароход "Шексна" был занят 26 суток. Затем брандвахта имеет преимущество по своей мелководности, что особенно важно в виду предположения работать в верховьях и в истоках Волги"
л. 8.
Постановили: приспособить брандвахту при холерном бараке за 300 р."

КОНЕЦ ЦИТАТЫ

Оказывается, баржа называлась "брандвахтой"!
Вот, нашёл в Сети, брандвахта проекта 283Б:

Проект, конечно, не тот, но сам тип судна одинаковый.

Кроме того, теперь мы знаем, сколько точно длилось путешествие Прокудина-Горского на "Шексне" - 26 суток. К этому надо прибавить ещё несколько дней путешествия на катере "Заря" от Шлиссельбурга до устья Свири, по Староладожскому каналу. Получится общее время поездки по Мариинской системе более месяца.
Tags: Документы Прокудина-Горского, Исследования, Судоходство, Транспорт Прокудина-Горского
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments