oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Цитадель Арк в Бухаре на снимке Прокудина-Горского: в поисках правильной тональности

Предыдущий пост с фотосравнением по ханаке Ляби Хауз в Бухаре поднял очень интересную проблему сопоставления цветов, точнее, их тональности. Дело в том, что при несомненной истинности цвета тональность у фотографий Прокудина-Горского довольно условная, т.к. она в оригинале зависела от рассчитанного "на глазок" времени выдержки для каждого из трёх кадров пластины. Примерно в одном случае из 5 фотографу удавалось верно рассчитать выдержку и в результате получался почти безупречный по цветопередаче (т.е. тональности) снимок. Во всех остальных сведенные слои дают неестественное изображение и требуется компьютерная цветокоррекция. Чтобы правильно провести такую коррекцию, надо знать, как выглядел объект в оригинале. До перекраски, реставрации, в точно таких же условиях освещенности. Хорошо известно, что камень может разительно менять свои цвета в течении времени суток, в зависимости от положения солца и погоды.
Понятное дело, что современные реставраторы снимков Прокудина-Горского не заморачиваются такими вещами и выбирают тональность наугад, полагаясь на внутреннее чутью. Поэтому нередко два варианта реставрации одного и того же снимка получаются совершенно разными по своему "настроению" (сделаю отдельный пост с примерами).
Однако если задаться целью определения тональности, максимально приближённой к реальности, то придётся провести целое историческое расследование.

Удачный случай для такого расследования представляет древняя цитадель Арк в Бухаре, в которой до 1920 г. находилась главная резиденция Эмира Бухарского, вассального правителя полунезависимого государства. Прокудин-Горский сфотографировал в январе 1907 г. самый популярный открыточный вид - главный въезд в крепость:

Buhara_Emir_Palace 21871.jpg

Как нередко случалось со снимками Прокудина-Горского, тональность ушла в красноту. Её легко убрать, но далее надо определить, какой оттенок был у стен - желтоватый или бледно-серый.
По счастью, этот и вид в последующие десятилетия снимали много раз, но цветные снимки начали делать только спустя 50 лет после Прокудина-Горского, в конце 1950-х.

Один из самых ранних качественных цветных снимков был сделан упомянутый в предыдущем посту С.О. Фридляндом.
Въезд во дворец эмира Бухарского (Арк) в 1907 и 1959 г.:

Изображение

Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/4810/500 ... 1721e_orig

Часов уже нет. Зато фактура стен совпадает, что может служить подсказкой для выбора тональности при реставрации.
Тем более, что здесь и освещение совпало. А разное освещение меняет не только тональность, но и цвет камня.

Вот, например, сравнение с Эдвардом Сохуреком 1907-1958, где освещение противоположное:

Изображение

При пасмурной погоде, 1907-1966:
Изображение

Крупнее: http://img-fotki.yandex.ru/get/6702/500 ... 170d4_orig

Опять похожее освещение, 1907-1973:
Изображение

Вышеприведённые сравнения ценны тем, что на более поздних снимках цитадель оставалась ещё в прежнем виде, т.е. не подверглась реставрации.

Для сравнения, теперь совсем другая окраска Арка - 1907 и 2008:
Изображение
Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/6740/500 ... 46994_orig

Очевидно, что такой вид уже не может служить для выявления нужной тональности.

Когда именно произошла реставрация, мне не известно.

1982:
Изображение

1984 г.:
Изображение

1990 г., фото Анатолия Кононенко:
1990 Арк.jpg



Tags: Бухара, В ракурсе Прокудина-Горского, Коридоры времени, Туркестанский альбом, Фотосравнения, Цветопередача
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments