oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

К вопросу об авторских названиях снимков в Кавказском альбоме Прокудина-Горского. ЧАСТЬ 8

Чтобы продолжить тему авторских подписей в Кавказском альбоме Прокудина-Горского, перенесемся в район Батуми, на Зеленый мыс.
Снимок, подписанный как "Зеленый мыс у Батума. В саду Баратова. Этюд":



В 2010 году снимок был идентифицирован мною как "Ликанский парк. Боржом".
Теперь я абсолютно уверен, что был снимок, реально соответствующий подписи "Зеленый мыс у Батума. В саду Баратова. Этюд":
Про Баратова смотрим здесь: http://viupetra2.3dn.ru/publ/baratov_n_n/13-1-0-477

БАРАТОВ
Николай Николаевич
(1.1.1865, Владикавказ - 22.3.1932, Париж)
из дворян
Терского казачьего войска грузинского происхождения
(наст. фамилия Бараташвили)

Человек с очень насыщенной и интересной биографией, в которой сполна отразилась та эпоха.
Но нас сейчас больше интересует другое, а именно: "Постоянно живя в Тифлисе, имел дачу в нескольких километрах от Батума, на Зеленом мысе". Всё сходится!
Эх, найти бы этот настоящий снимок с дачи Баратова-Бараташвили!
Идей не густо, но один вариант есть. В Кавказском альбоме есть группа бесхозных, потерявшихся снимков, которым составитель альбома так не смог подобрать названия: http://memory.loc.gov/phpdata/pageturner.php?type=&agg=proka&item=0008a&seq=39
Среди них есть один этюд, на котором изображены розы. Кстати, рельеф на заднем плане вполне соответствует Зеленому Мысу:




Обратите внимание, что сюжет у обоих снимков перекликается - цветы.

А что же тогда с авторским названием для снимка, ошибочно подписанного как "Зеленый мыс у Батума. В саду Баратова. Этюд"?
Я полагаю, что ему должна соответствовать подпись "У Ликанского дворца". Над ней, однако, вклеен следующий снимок:



Мне давно уже кажется, что этот снимок был сделан не у Ликанского, а у Боржомского дворца великого князя Михаила Николаевича. Доказательств этому мне найти пока так и не удалось, это общее впечатление, если хотите, интуиция. Кстати, я посмотрел довольно много снимков Ликанского дворца и парка и мне не удалось там найти ничего похожего.

А снимок с лестницей мог в оригинале называться "Уголок дворца. Боржом". Это название в альбоме закреплено за следующим снимком:


Да,  несколько расплывчатое название "Уголок дворца" вполне подходит и этому снимку. Здесь нам для полной сдвижки всего ряда названий не хватает одной "лишней" авторской подписи.

Чтобы закончить (пока) с названиями Боржоми, надо сказать ещё о том, что в альбоме взаимно перепутаны названия Евгеньевского и Екатерининского минеральных источников. Но эту ошибку заметили или исправили ещё сотрудники Библиотеки Конгресса (а может, они просто сами перепутали подписи и одна ошибка исправила другую, такое бывает :-))

Наконец, в Кавказском альбоме возникла жуткая путаница с фотографиями грузинок и армянок.
Среди снимок боржома есть две этнографические фотографии женщин, имеющие одну общую подпись - "Грузинки".
Один из них вклеен туда по ошибке:
800

По заднему плану видно, что это вообще не горная часть Грузии, а Муганьская степь (ныне - Азербайджан). Эта печальная дама была запечатлена Прокудиным-Горским именно там и подпись легко найти среди муганских снимков - "Грузинка в национальном костюме" (там сейчас вклеена артвинская армянка по ошибке).

В "грузинской" части альбома на месте этого снимка должна быть следующая фотография, вклеенная по ошибке среди снимков Артвина с подписью "Армянки в праздничном костюме":


НА самом деле хорошо видно, что костюмы грузинские, а сами женщины сидят в Минеральном парке Боржоми.

























Tags: Боржом, Идентификация, Исследования, Кавказ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments