?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаем работу с Кавказским альбомом Прокудина-Горского. Осознание того, что подписи 1912 г. в этом альбоме в целом правильные (но перепутанные между собой), позволяет не только делать интересные открытия, но и отвергнуть некоторые сомнения.

Снимок, подписанный как



Когда решили проверить подпись к этому снимку, оказалось, что на старой открытке с тем же названием изображен совсем другой источник, как по архитектуре, так и по ландшафту. В дореволюционной литературе говорилось только об одном источнике в Цагвери, отсюда был сделан вывод - подпись не верна.
С учетом антисанитарного состояния объекта, резко контрастирующим с видом других источников в районе Боржома, а также отсутствия у публики посуды для приема вод, я пришел к заключению, что на снимке вообще не минеральный источник, а нечто вроде серной ванной, в которой можно попарить ноги. Такие серные ванные до сих пор существуют в парке Боржоми.
Однако теперь я крайне сомневаюсь, что подпись "Цанверский источник" могла относится к другому снимку. В послереволюционной литературе уже говорится о наличии в Цагвери нескольких источников.
Кроме того, вид тропы подозрительно похож на тот, что можно найти на современных снимках Цагверии в Панорамио.
Пока не найдено каких-либо конкретных данных об объекте на снимке, я придерживаюсь следующей версии: на фотографии изображен не "открыточный", а другой, заброшенный источник в Цагвери.
Один американский любитель Прокудина-Горского, комментирующий его снимки в процессе их реставрации, выдвинул такую оригинальную идею: цагверский источник имеет такой убогий вид (по сравнению с боржомскими), потому что он предназначался для "для менее обеспеченной публики". Думаю, одного взгляда на двух важных господ в шляпах достаточно, чтобы понять несостоятельной данной остроумной версии. Перед нами именно заброшенный источник, который, быть может, потерял свои особые свойства и продолжал использоваться только как питьевой родник.
"Открыточный", действующий, минеральный источник, возможно, находился несколько выше по тропе и принимающая воды публика просто останавливалась передохнуть по пути на заброшенном источнике.  Думаю, раскрыть "тайну заброшенного источника" может раскрыть только Боржомский краеведческий музей, куда я собираюсь обратиться.

Пойдем далее.
Снимок: "Бассейн, питающий турбины электр. ст. По пути к водопаду. [Гагры]":



На здании, представляющем собой вид с обратной стороны "сарая для хранения кукурузы в Колдахварах" , есть надпись "Запасный склад минеральных вод". Не составило большого труда определить, что это в действительности снято в Боржоме.

Ищем правильную подпись для данного снимка. Подпись "Склад вод. Боржом" уже досталась сараю для хранения кукурузы.
Остается один вариант: "Лесопильный завод на Черной речке". Завод виден сразу за складом и всё хорошо, но тогда что делать со снимком, который имел эту подпись:




Оказывается, для этого снимка можно подобрать ещё более верную подпись - "Вид на Боржом по Черной речке с Воронцовского плато". Эта подпись была адресована (явно ошибочно) в альбоме следующему снимку:




А как должен называться тогда этот снимок согласно авторской записи? Для человека, который никогда не был в Боржоми, определить задача довольно непростая, тем более, что многие названия мест столетней давности ушли в историю. Но попробую.
По-моему, это "Общий вид Боржоми с Торского плато". Теперь снова надо искать название снимку, у которого мы отобрали эту подпись:



Может быть, это "Вид на Боржом с сосновой горки"? К сожалению, я не нашел в Интернете никакой информации о том, какое место в старом Боржоме называлось "Сосновой горкой", буду обращаться за советом к местным жителям.

Подпись "Вид на Боржом с сосновой горки" относилась к следующему снимку:


По-видимому, подпись была неправильной, так здесь снимок явно сделан с Воронцовского плато.
Быть может даже, ему соответствовало авторское название "Лесные насаждения. Вид с Воронцовского плато", которое мы уже успели отдать снимку, ошибочно подписанному как Орто-Батум. Лесные насаждения, кажется, тут присутствуют, но их трудно разглядеть из-за повреждений негатива.

И это ещё далеко не всё по Боржоми и окрестностям. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.





































Comments

( 1 comment — Leave a comment )
(Anonymous)
Feb. 11th, 2011 07:19 pm (UTC)
DMITRY
"Цанверский источник"
Над источником цифра "91". Это творчество рисовальщиков, но вдруг они только обвели цифры? Были ли номера у источников?
http://prokudin-gorskij.narod.ru/21594u.JPG
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

free counters




Locations of visitors to this page
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner