oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

О фильме Леонида Парфёнова "Цвет нации"

Спасибо всем, кто высказался по поводу фильма "Цвет нации". Я бы тоже хотел сказать несколько слов, хотя невозможно быть полностью объективным, являясь одним из консультантов картины.
Начну с того, что я всегда восхищался работами Парфёнова и считаю его безусловно лучшим тележурналистом России в документальном жанре. Его заслуги перед страной за многолетнюю работу по популяризации отечественной истории и культуры невозможно переоценить. Поэтому когда Леонид проявил заинтересованность в съемках фильма о Прокудине-Горском, я посчитал это огромной удачей для целей нашего проекта.
Хотя нынешняя парфёновская работа является уже 7-й по счёту документальной лентой о Сергее Михайловиче, у меня не было сомнений, что она затмит все предыдущие. Не умаляя заслуг более ранних авторов, скажу, что "Цвет нации" представляет собой качественно новый уровень, несмотря на относительно скромный бюджет. Получилось действительно то, что мы ждали от бренда под названием "Парфёнов" - качественный телевизионный продукт зрелого мастера, который смотрится на одном дыхании. Остаётся только пожалеть, что телепремьера состоялась с таким опозданием (на 8 месяцев) и в такое неудобное время, что была потеряна огромная масса телевизионной аудитории. Жаль, что Интернет-аудитория увидит эту зрелищную картину на мониторе, а не на большом экране и не сможет по достоинству оценить высочайшее качество изображения.
Тем не менее, "Цвет нации" вносит очень большой вклад в популяризации наследия С.М. Прокудина-Горского и привлёк к нему внимание множества новых зрителей. Показательной является и довольно острая полемика, развернувшаяся вокруг картины, которая вышла по своему идейному содержанию далеко за рамки вопросов истории фототехники и культуры.
Основных претензий к фильму, как я понял, две.
1) Он не столько о Прокудине-Горском, сколько о "России, которую мы потеряли". Не раскрыты биография, не разжёван метод съемки и т.д.
2) При всех достоинствах фильм "не сообщает ничего нового о Прокудине-Горском", не содержит каких откровений, сюрпризов и т.д.
Рискну ответить на эти претензии за автора фильма. По первому пункту Парфёнов изначально заявлял во всех интервью, что его картина посвящена не только (и даже не столько) Прокудину-Горскому, сколько юбилею 1913 года и осмыслению произошедших со страной за столетие перемен, где наследие фотографа берётся в качестве яркого визуального примера, делающего возможным наглядное зрительно сопоставление. Такова авторская концепция и она сразу заявлена в заглавных титрах посвящения фильма. Те, кто заинтересуются всерьёз, биографию Сергея Михайловича могут почить в Википедии, она здесь не самое главное. Эта картина не биопик, в отличие от Зворыкина-Муромца, где в центре внимания были перипетии судьбы русского гения. Тоже самое и тонкостях технологии.
Вообще, надо сказать, что тема Прокудина-Горского настолько обширна и безгранична, что любой фильм о нём будет либо поверхностным, пунктирным рассказом, либо углублением лишь в один из аспектов, что и сделал Парфёнов. Он взял в теме Прокудина-Горского то, что больше всего взволновало именно его, Парфёнова, лично. Ну, или показалось ему наиболее общественно значимым.
Что касается отсутствия "откровений" и "сюрпризов", то здесь тем более трудно что-то ожидать от популяризатора. Для тех, кто вообще ничего не знал о Прокудине-Горском и дореволюционной цветной фотографии (а таких в России пока большинство), уже сам фильм стал откровением и сюрпризом. А давние поклонники узнают о "сюрпризах" Прокудина-Горского из других источников))
Чтобы не выступать в роли чистого апологета картины, выскажу всё же некоторые свои замечания. Конечно, у меня были определённые пожелания по содержанию работы, но почти сразу я понял, что это всё равно будет "фильм Парфёнова" и ничей больше и настаивать на чём-то бесполезно, можно лишь "предлагать на усмотрение". Да, мне хотелось большего внимания биографическим моментам, особенно раннему периоду, который во всех предыдущих фильмах был освещён во многом неправильно, на основе недостоверных, ошибочных сведений (начиная с места рождения). Удалось убедить в необходимости съемок Фуниковой Горы, но вот новые сведения об образовании Прокудина-Горского так и остались за кадром.
Больше всего мне хотелось, чтобы в фильме было заострено внимание на судьбе пропавших частей коллекции и необходимости их поиска, что могло бы привлечь к этой теме широкое общественное внимание и, быть может, новые силы исследователей-энтузиастов, романтиков "охоты за пропавшими сокровищами". Очень жаль, что этот шанс обращения к огромной аудитории был упущен.
А в целом работать с Леонидом Парфёновым было очень приятно и это для меня была большая честь. Я доволен получившимся результатом.
И да, держу пари, что этот фильм о Прокудине-Горском не будет последним. Пускай теперь профессиональная планка по этой теме задрана на большую высоту, но сама тема ещё не скоро будет исчерпана. Есть там и неожиданные, в т.ч. детективные аспекты. Так что будем ждать новых кинопроектов о нашем герое!
Tags: Фильмография Прокудина-Горского
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Recent Posts from This Journal