oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Загадка кадрированных негативов Прокудина-Горского

Изучение негативов Прокудина-Горского является отдельным направлением исследования. По "зеркальным" номерам на них, состоянию эмульсионного слоя, рисунку засветки и другим признакам было сделано немало интересных открытий, в т.ч. касающихся идентификации и датировки. Однако ещё не все тайны негативов разгаданы.

Например, почему некоторые снимки из коллекции Прокудина-Горского имеют кадрированный негатив, как на этом снимки "Рябины" 1910 года:




Вот тройной негатив целиком:


Наиболее логично предположить, что кадрирование негатива потребовалось для печатания снимка в определённом формате.
Репродукция "Рябин" нам не известна, но в некоторых случаях кадрированные негативы действительно соответствуют напечатнным снимкам.

Например, известно, что репродукция знаменитого "Обеда на покосе" украшала комнату Прокудина-Горского в последние годы его жизни:



К сожалению, в Сети эта репродукция нашлась только в микроскопическом виде:
Obed Carbro.jpg

Кстати, обратите внимание, что репродукция сделана ещё до того, как негатив разбился и потерял часть одного из кадров!

Негатив с портретом Льва Толстого не найден, но о его кадировании можно косвенно судить по формату контрольного отпечатка в альбоме:


Кстати, это единственный случай, когда в альбом вклеен кропированная контролька, в остальных случаях контрольные отпечатки делались с ещё необрезанного изображения.

Например, те же "Рябины":


Обратите внимание, что работники Библиотеки Конгресса заметили факт кропирования снимка и сделали отметку.

Далее, кадрирован портрет Главного министра Бухары:


В альбоме он не обрезан:
0002.jpg

Мы можем предположить, что портрет был напечатан, хотя пока никто не видел репродукции.

Однако версия с кадрирование для печати рушится, когда мы находим примеры напечатанных снимков при нетронутом негативе.
Например, снимок, ошибочно подписанный у Прокудина-Горского как "Аул Шамиля":


Негатив не кадрирован, хотя в печатном варианте поле изображение более узкое:
Аул в Дагестане. 1904. Прокудин-Горский

Другие "открыточные" негативы тоже, как правило, не кадрированы.
А если кадрирован, то не соответствует формату открыточного изображения, например, снимок "Хутор в Малороссии":


Интересно, что рамка кадрирования нередко носит "рваный" характер:


Ещё заметнее это на снимки Ясной Поляны:


Такое впечатление, что на негатив наклеивали какую-то ленту, которая потом удалялась вместе с эмульсионным слоем, но не равномерно:
"Медресе Дуан-Бегги (в Лабихаузе)":


"Камень "Шайтан". Общий вид от села Новая Деревня":



"На реке Сим у станции Аши-Балашовской":


Остатки этой "ленты" - "головная боль" для реставраторов, которые стремятся сохранить максимально возможное поле снимка.

"Железнодорожный мост через реку Каму около Перми":


"Рыболов на р. Исети":


"Временная гостиница. Гагры":



"Ахалшены. Розовый рододендрон":


"Колонка в церкви Иоанна Предтечи":


Очень редко, когда рамка идеально ровная.
"Колдахвары. Сарай для сушки кукурузы":


"Вид на г. Златоуст с запада", рамка наложена кривовато:


Вообще, почти всегда хорошо заметно, что кадрирование очень грубое, рамка наложена небрежно и её границы не совпадают при наложении кадров.
"По пути к Юрезанскому мосту":


"Катав-Ивановский завод. Заводской пруд и плотина":


"Плоты, сидящие на перекате у деревни Курья":


"Текинец на верблюде. Близ Байрам-Али":


"Караван верблюдов, везущий колючку для корма":


"Пионы":



Не кадирированы негативы серии снимков, напечатанных Прокудиным-Горским у учебнике географии Ященко 1916 г., хотя там границы изображения почти совпадают с оригинальными, поэтому кадрирования просто могло не потребоваться.

Правда, и здесь есть исключения. Снимок "Выходные пласты у Катав-Ивановского завода" был напечатан в книге Ященко и имеет кадрированный негатив:


Также кадрирован негатив снимка "Осень. Этюд у деревни Горки" из той же книги Ященко:


При этом особенно интересно отметить, что напечатанный в книге Ященко снимок "Исток Волги" имеет некадрированный негатив:


А с кадрированным негативом у Прокудина-Горского  - другой вариант того же этюда:


Опять-таки, не потребовалось кадрировать негативы с видами Боржома для издания их в виде открыток, хотя там печатное изображение сильно обрезано.

В общем, загадка.
Интересно было бы узнать мнение читателей.

Если посмотреть хронологически, то среди кадрированных негативов есть снимки 1904, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912 гг.
Географически - Кавказ, Урал, Средняя Азия, Шексна, Верхняя Волга, Ярославль, Малороссия, Ясная Поляна.
Все кадрированных негативов я насчитал в коллекции более 25 штук.
По идее, их должно всё же что-то объединять. Может, кадрировалось одномоментно для какой-то выставки или издания?

Tags: Загадки Прокудина-Горского, Исследования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments