oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

К вопросу об авторских названиях снимков в Кавказском альбоме Прокудина-Горского. ЧАСТЬ 1.

Вчера я окончательно осознал одну интересную особенность подписей в Кавказском альбоме Прокудина-Горского. Они не просто перепутаны между собой (что есть и в других альбомах), а являются во многих случаях ложносоставными. Впервые я заметил это года полтора назад, но системно смог осмыслить только вчера.
 

Обратите внимание, подписи к снимкам представлены в виде двух самостоятельных записей на верхней и нижней строчках:


 





При этом между двумя частями подписи имеется иногда очевидное логическое несоответствие: Фишт не виден из Дагомыса. Или подпись "На берегу моря. В Узургетах" - примерно тоже самое, как если бы было написано "На берегу моря. В Самарканде". Бред, короче. Теперь мне осталось только понять, как возникли такие ложносоставные названия. Скорее всего, Прокудин-Горский (или его сотрудник) по памяти дописывал к названиям из "каталога" (списка отснятых сюжетов) место съемки. Однако пока не исключаю вариант, что имело место механическое объединение двух самостоятельных названий сделанных снимков (по крайней мере, в некоторых случаях). Тогда обязательно был, например, снимок Озургети и мы его, быть может, даже найдем в коллекции.
В любом случае, если рассматривать эти подписи по частям, это не только снимает непосильные для ума логические нестыковки, но и открывает путь к максимально полному выявлению оригинальных авторских подписей к снимкам Кавказа. Ведь одно дело присвоить идентифицированному снимку собственное название, и совсем другое - найти для него подлинное авторское, пусть оно будет даже не таким точным и информативным.

Например, название "Орто-Батум. Турецкий дом". Как только я понял, что подавляющее большинство названий в Кавказском альбоме верно само по себе, то сразу решил поискать этот самый турецкий дом, который мог прятаться за названиями типа "Масличный домик" в Новом Афоне или "Дом Абазы" в Лоо. Я понимал, что оба дома не особенно похожи по стилю на турецкие, но сам Прокудин-Горский мало разбирался в архитектуре и вполне мог принять какой-то из них за "турецкий дом". Другое дело, что житель современного Ортобатуми "не признал" ни один из этих домов.
Но вот если рассматривать название "Орто-Батум. Турецкий дом" как ложносоставное (а жили ли вообще в Орто-Батуме турки?), тогда найти "Турецкий дом" оказывается не просто, а ОЧЕНЬ просто. Вуаля:



Этот снимок был ошибочно подписан а альбоме как "Восточная часть Тифлиса на склонах Ботанической горы".  Причем абсурдность подписи была очевидна даже самому Прокудину-Горскому, который на полях приписал к названию "Это не".
Около года назад я идентифицировал этот снимок по старой открытке как Артвин (хотя и так следовало бы догадаться).
Тогда у меня даже не возникло вопроса: а где тогда настоящая подпись к этому снимку в альбоме? Теперь, когда я лучше знаю систему подписей (включая известные по другим источникам), могу утверждать с высокой степенью уверенности: сделав этот снимок Прокудин-Горский (или его помощник) записал у себя в блокноте-"каталоге": "Турецкий дом". А вот когда пришло время составлять Кавказский альбом возникла заминка: "а где снят этот турецкий дом"? Ума не приложу, почему нельзя было определить место съемки хотя бы по порядку названий в списке, но итог, по всей видимости, был таков: "турецкий дом" определили в местечко Орто-Батум.

А где же тогда настоящая "Восточная часть Тифлиса на склонах Ботанической горы"?  Возможно, речь идет о снимке Тифлиса с серными банями, который "прятался" в альбоме "Разное и этюды" под названием "На острове Капри" (!!!):






ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.








.





 

 

Tags: Идентификация, Кавказ
Subscribe

  • Новый сюрприз от Прокудина-Горского!

    Как уже бывало не раз, Прокудин-Горский преподнёс нам новый сюрприз! В 2013 г. нами была обнаружена одна из частей мемуаров мастера - очерк "Моя…

  • Прокудин-Горский и карантин

    Большинство современников впервые столкнулись с масштабными карантинными мерами, а для дореволюционной России это было более частым явлением, как и…

  • Реклама пластинок Прокудина-Горского, 1917 г.

    К сожалению, нам пока так и не удалось выяснить точную дату выступления Прокудина-Горского с речью на торжественном юбилее, посвященном десятилетию…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment