oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

Московская премьера фильма "Инвентаризация родины"

Ещё в августе прошлого года мы сообщали о новом фильме на тему Прокудина-Горского, который называется "Инвентаризация родины" и снят голландским режиссёром по имени Бен ван Лисхаут. Российская премьера состоялась 5 сентября Х Красноярской биеннале «Любовь пространства».
Хотя фильм является полностью некоммерческим и не имеет прокатной перспективы, в Интернет он не попал, на Ютюбе можно посмотреть только официальный трейлер.
Сегодня сходил на московскую премьеру картины в Домжуре и спешу поделиться впечатлениями.
Зал там не большой и число место оказалось даже несколько меньше числа пришедших на показ.
Инвентаризация.JPG

Перед просмотром зрителей предупредили, что картина "медитативная" и спустя 15 минут после её начала я действительно чуть не заснул)).
Фильм оказался, как принято говорить, "концептуальным": в нём нет ни слова текста, только закадровые шумы. Весь хронометраж занимает набор путевых видеозарисовок, сделанных на маршрутах поездок Прокудина-Горского по Русскому Северу и верхней Волге. Видеопланы чередуются с прокудинскими снимками, причём лишь в отдельных случаях они совпадают по содержанию (например, там где девушки с земляникой в Топорне и пожарные в Вытегре). По авторскому замыслу фотографии Сергея Михайловича показываются в неотреставрированном, некадрированном и почему-то вдобавок в пересвеченном виде. Это полностью убивает их фирменный эффект реальности, современности, создаёт барьер восприятия. Из-за этого никакого сравнения не получается, почти нет визуального и содержательного сопоставления, столетние фотографии и современный видеоряд идут параллельно, не сливаясь друг с другом.
Теперь о смысловом посыле картины.
Когда я шёл на премьеру, у меня в голове была чёткая схема: идея голландского фильма диаметрально противоположна идее парфёновской картине о Прокудине-Горском.
В своём интервью голландский режиссёр заявил, что "особой разницы между Россией начала прошлого века и сегодняшней я не увидел: многие места совсем не изменились." Парфёнов же неоднократного говорил, что его фильм "о стране, которой больше нет".
После просмотра "Инвентаризации" у меня сложилось мнение, что голландский режиссёр показал ровно то же самое, что и Парфёнов: тотальную деградацию среды обитания и бытовой культуры в русской глубинке.
Колоритный видеоряд голландца вроде бы бесстрастно выхватывает все приметы современного Русского Севера, как положительные, так и неприглядные. С одной стороны, строгая и величественная природа, бороздящие реки белоснежные круизные корабли, бесконечные версты стальных магистралей, дымящие заводы, реконструкция северодвинского канала, лоск нескольких отреставрированных монастырей, национальные фольклорные ансамбли в красивых нарядах, счастливые семьи с симпатичными малышами.  С другой - пронизывающее ощущение бытовой дисгармонии, неуютности среды. Камера методично фиксирует загаженные и уродливые павильоны автобусных остановок, повсеместную грязь и мусор на улицах, нелепых уличных торговцев "а ля 90-е", отталкивающего вида персонажей, разрушенные сельские храмы. В общем, вроде бы жизнь в нашей глубинке продолжается, а от того благолепия, что на прокудинских снимках, и следа не осталось.  Лично у меня от увиденного в итоге остался неприятный осадок и пришла в голову мысль, что Прокудин-Горский содрогнулся бы, увидев свою Родину такой спустя 100 лет.
Да, ещё интересный момент. В начале фильма идут титры, где автор утверждает, что все фотографы делятся на "моралистов" и "документалистов", бесстрастно фиксирующих действительность. И что Прокудин-Горский, несомненно относился в числу вторых.
Tags: Фильмография Прокудина-Горского
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments