oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Category:

"Большевики разбили прибор для передачи в цветах"

Сегодня изучал подшивку эмигрантской газеты "Возрождение" в цифровой библиотеке Принстонского университета. Это издание регулярно сообщала о показах снимков Прокудина-Горского в Париже, которые происходили с 1931 по 1936 год.
Особенно интересна заметка в номере от 17 июня 1932 года:


Вот её текст целиком:
"Россия в снимках
К «РУССКОМУ ПРАЗДНИКУ» В ЗАЛЕ ГАВО

В воскресенье, в 14 ч. 30 м. в большом зале Гаво проф. С. М. Прокудиным-Горским будут показаны «образы Реши». «Русский праздник в зале Гаво устраивается русским комитетом содействия нац. восп. молодежи, состоящими под председательством гр. П.Н. Игнатьева.
«Образы России» проф. Прокудина-Горского несомненно совершенно исключительное достижение.
Всякому, кому .довелось видеть эти снимки, ясно, что они быть может дают лучшее, ныне доступное нам представление о русском пейзаже, о памятниках русской старины, о русских городах, деревнях, об облике России.
Север, Соловки, Волга, старинные города, Крым, Кавказ, окраины, Туркестан, Бухара, мелькают на экране. Снимки поистине удивительные. Рельефность, исключительный подбор передача малейших оттенков. В нынешнее же время снимки эти не только способны изумить, но и взволновать всякого русского.
Исключительная рельефность достигнута благодаря тому, что снимки эти были сделаны для передачи в натуральных цветах на экране. Большевики разбили прибор для передачи в цветах.
Проф. С. М. Прокудин-Горский рассказал нам историю этих снимков.
В коллекции насчитывается свыше двух тысяч снимков. Она была выполнена проф. Прокудиным Горским по повелению Государя в период 1905-1915 гг. и должна выла служить по мысли Государя для обучения его детей, а равным образом и для наглядного преподавания в школах.
Процесс фотографических съемок происходить в совершенно исключительных условиях. С. М. Прокудину-Горскому быль дань открытый лист, позволявший ему делать снимки со всего, что по его мнению представляло действительный художественный этнографический или исторический интерес; для него был оборудован специальный вагон - лаборатория для передвижения по всей сети российских железнодорожных линий и ему был предоставлен специальный пароход министерством путей сообщения.
В коллекции имеется немало снимков, представляющих настояние уники. Многие снимки были сделаны вообще впервые. Многие не могут быть повторены, т. к. не мало старинных храмов, монастырей и мечетей, уже вовсе не существуете Частью они разрушены большевиками, частью погибли по другим причинам, от пожаров или землетрясений, как это случилось со многими мечетями Туркестана и Бухары.
Гр. В. Н. Коковцов еще в России, присутствовавший на демонстрации этих снимков пишет:
«Нам изгнанникам, они стали еще дороже. (потому что только через воспроизведение по способом проф. Проскудина-Горского можем мы увидать то, чего многие из нас никогда не видали... Тем же кто видели будет снова дано пережить те редкие наслаждения, которые давала нам смена незабываемых впечатлений от этих чарующих красот нашей былой жизни»."

Интересно, что текст почти дословно воспроизводит "Введение в мемуары" Прокудина-Горского, так что с авторством всё понятно. Исключение составляет странная фраза: "Большевики разбили прибор для передачи в цветах". В "мемуарах" написано иначе: "прибор погиб".
Печально, но за пять лет (1931-1936) С.М. Прокудину-Горскому и его сыновьям так и не удалось наскрести денег на покупку специального проектора для демонстрации тройных негативов  в цвете, поэтому все снимки показывались товарищам по эмиграции только в черно-белом варианте.
Tags: Библиография и другие источники, Документы Прокудина-Горского, Документы о показе снимков Прокудина-Гор, Источники эмиграции, Эмигрантский период
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments