oldcolor (oldcolor) wrote,
oldcolor
oldcolor

Categories:

Южный Урал по следам Прокудина-Горского. Часть 6. Катав-Ивановский и Юрезанский заводы

Шестая часть журнальной версии репортажа Валерия Кузнецова, опубликованного на сайте Весь Южный Урал.
Далее текст репортажа.

В этой части будет про Катав-Ивановский и Юрюзанский заводы и станцию Вязовая.

Прижавшись вместе с дорогой к красавице Юрюзани. поезд, следующий со стороны центральной России после Усть-Катава прибывает на станцию Вязовая.
Стоит обратить внимание на то, что проектировал этот участок дороги непосредственно Николай Георгиевич Гарин-Михайловкий и сэкономил на этом деле множество казенных денег. Гарина-Михайловского мы знаем как писателя, но между тем прежде всего он был талантливым инженером. При строительстве Уфа-Златоустовской дороги, Гарин-Михайловский являлся начальником 9-го строительного участка. Если кому интересно, то вы можете прочитать новеллу южно-уральского журналиста, Михаила Фонотова На магистрали. Однако же вернемся к Вязовой.
Есть предположение, что Вязовую, как и Кропачево назвали по фамилия подрядчика. Но гора Вязовая вон она, над самой станцией возвышается. Таким образом, названия станция получила все-таки по горе. У местных жителей принято говорить ВязОвая, с ударением на втором слоге.
Такой ее увидел Прокудин-Горский в 1909 году, когда возвращался домой из поездки по Уралу:
04426v





сентябре снег на Урале не редкость. Вот он и выпал. Посетив эту местность в августе 2013 года, я ее нашел вот такой:

В

От станции Вязовая Самаро-Златоустовская дорога отпочковалась стараниями князей Белосельских-Белозерских веткой, ведущей до Катав-Ивановского завода. Князья владели именно этими заводами, а производство рельсов для строящейся в конце 19-го века Самаро-Златоустовской магистрали помогло им избежать банкротства и даже заработать.

Катав-Ивановский завод Прокудин-Горский увидел во всей красе, забравшись на гору:

20622v_wabk1

20630v_wabk1

следуя «тропою» Мастера,я также забрался на верх и вот что увидел:
Как видно из этих двух маленьких роликов, Катав-Иванвоск на месте пока, плотина тоже. В Запрудовке, то что за плотиной, выросли новые дома. Храма, изоброаженного на фотографии нет. Вернее нет двойной колокольни. Белосельские-Белозерские, владевшие Катавскими заводами имели польскую кровь и храм, построенный с элементами католичества об этом должен был говорить. То есть база, основание храма было по Православным канонам сделано, а колокольня выполнена в стиле Католицизма. В наши дни в храме идет богослужение, а макет храма можно увидеть в местном музее, расположенном в особняке Белосельских-Белозерских.

На фото Прокудина-Горского мост через реку Катав:

20619v_ab

Наши дни:

Ракурс конечно не тот, поскольку место съемки затоплено водой. Лето 2013 года на Южном Урале выдалось дождливым.

Еще парочку интересных фотографий Прокудин-Горский сделал на выемке, которая находится в том месте, где железнодорожная ветка выходит к пруду:

20626v_ab

20616v_ab

Наши дни, все та же выемка:

На Юрюзанском заводе, также входящим в группу Катавских заводов, Прокудин-Горский сделал несколько фотографий, среди которых интерес представляют панорамы заводского поселка, раскинувшегося вдоль пруда:

20623v_wabk1

Снимок был сделан со склона горы, рядом с плотиной. Если приглядеться, то видно, что многие дома уцелели. Только приобрели новую крышу из крашенного профнастила:
Еще одна известная фотография была сделана на переезде, рядом с трассой М5:
20059v_wabk1

В наши дни мало что изменилось и место легко идентифицируется:

Tags: Златоустовский уезд, Катав-Ивановск, Урал, Фотосравнения, Юрезань
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments