?

Log in

No account? Create an account
Очередная серия в нашем проекте "3 эпохи", в котором фотосравнения с Прокудиным-Горским имеют промежуточный кадр из советских времён.

Ярославль. Вид внутри Спасо-Преображенского монастыря  на снимках Прокудина-Горского 1910 г., Валерия Шустова 1967 г. и Антона Моисеева 2009 г.

Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь 1910-1967-2009 гг

К сожалению, вид этого интересного архитектурного ансамбля был практически полностью уничтожен из-за дикого зарастания монастыря. Летом 2011 г. у меня получилось лишь такое сравнение:

Смотреть дальше...Collapse )
Очередная серия в нашем проекте "4 эпохи", которая сегодня будет посвящена замечательному архитектурному памятнику, ставшему символом Переславского музея-заповедника.
Сначала, по традции, сравнение в формате "3 эпохи".

Ворота Горицкого монастыря на снимках Прокудина-Горского 1911 г., Томаса Хаммонда 1964 г. и моём 2015 г.:
Ворота Горицкого монастыря 1911-1064-2015

Хотя наш проект с тройными сравнениями появился из желания показать обманчивость обычных сравнений "было-стало", на сей раз именно тройное сравнение создаёт обманчивое впечатление, поскольку история этого памятника довольная сложная, со своими тайнами и сюрпризами.

Смотреть дальше...Collapse )
Очередная серия в нашем проекте "3 эпохи", в котором фотосравнения с Прокудиным-Горским имеют промежуточный кадр из советских времён.
Сегодня будет храм, который называют "жемчужиной Ярославля".

Ярославль. Храм Иоанна Златоуста в Коровниках на снимках Прокудина-Горского 1911 г., Е.Кузина 1968 г. и У.Брумфилда 2017 г.:
Ярославль. Храм Иоанна Златоуста в Коровниках 1911-1968-2017

Меня удивило, что на всех снимках вторая слева ставня на фасаде находится в одинаковом положении, как будто её никогда не закрывали.
Кстати, на снимке И.Ф.Барщевского 1882 г. она в том же положении:

Смотреть дальше...Collapse )
17 ноября в нашем блоге стало традиционным днём неразгаданных загадок Прокудина-Горского. В этот день ежегодно мы публикуем пост со снимками, которые за 10 лет так и не удалось идентифицировать, несмотря на все усилия. А вдруг кто-нибудь из новых читателей блога посмотрит свежим взглядом и что-нибудь опознает?

В ходе работы общественного проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского" с 2008 г. было идентифицировано около 500 снимков пионера цветной фотографии. Некоторые из них вообще не имели никакой авторской подписи, другие были подписаны ошибочно или абстрактно, третьи неправильно вклеены в альбом. За это время удалось распутать самые невероятные головоломки, многие из которых заслуживают отдельных постов как пример дедуктивного метода :-)
Тем не менее, в коллекции остаётся ещё много неразгаданных снимков, сделанных неизвестно где и запечатлевших неизвестно что или неизвестно кого.
Предлагаю вниманию читателей несколько самых интересных примеров, т.н. "заколдованные снимки", невозможность опознания которых давно вышла за рамки теории вероятности.

1. Этюд с усадьбой (?)


Высокое разрешение

Этот снимок сохранился только в виде авторской фотооткрытке и был сделан, стало быть, не позднее 1905 г. По виду это усадьба где-то в лесо-степной полосе. Подходит Курская губерния, где Прокудин-Горский сделал в 1904 году серию пейзажных снимков.
Судя по названию открытки ("Этюд"), к 1906 году Сергей Михайлович уже либо сам позабыл, что снял, или сознательно не хотел раскрывать это место. Так что это - самая загадочная их всех его открыток.
Некоторое время назад было обнаружено очень большое сходство с  дореволюционным видом усадьбы  Гоголя Яновщина в Полтавской губернии (см. обсуждение на форуме проекта), но и различий тоже хватало, поэтому идентификация так и не состоялась.
Прорабатывалась также версия с Карельским перешейком, но местные краеведы не встречали ничего подобного.
Идентификация фото на этой открытке имеет особую важность, поскольку она может помочь установить, когда именно и при каких обстоятельства были сделаны первые цветные снимки в истории Украины.

Смотреть и читать дальше...Collapse )
Очередная серия в нашем проекте "3 эпохи", в котором фотосравнения с Прокудиным-Горским имеют промежуточный кадр. Только на сей раз этот кадр будет не из советских времён, да и первый — да и первый не из царских.
Потому что речь пойдёт о Франции, где Сергей Михайлович провёл очень много времени, но оставил в своей коллекции только два видовых снимка, из которых один сохранился в цвете.


Набережная Курбэ в городке Вильфранш-сюр-Мер близ Ниццы на снимках Прокудина-Горского 1906 (?) года и неизвестного автора 2014 г. (отсюда):

1906-2014 Вильфранш-сюр-Мер2

Смотреть дальше...Collapse )
Очередная серия в нашем проекте "3 эпохи", в котором фотосравнения с Прокудиным-Горским имеют промежуточный кадр из советских времён.

Витебск, вид от Успенского собора на юго-восток на фрагментах снимков Прокудина-Горского 1912 г., неизвстного автора 1970-х гг.  и Максима из Бреста 2012 г.:
Витебск 1912-1970е-2012

К сожалению, средний снимок не вполне совпал по ракурсу, однако крыши домов легко узнаваемы.
По ощущениям это одно из самых странных тройных сравнений.
В 1970-е мы видим на переднем плане всё тот же старый Витебск, чудом переживший войну, только без храмов.
Теперь один из храмов (Воскресенская церковь) вернулся в старом-новом обличье, но фоновая застройка превратилась в какую-то немыслимую декорацию, утратившую после всех этих "евроремонтов" дух старины.

Полный снимок Прокудина-Горского "Витебск. Юго-восточная часть города" с моим сравнением 2012 г.:
Смотреть дальше...Collapse )
Очередная серия в нашем проекте "3 эпохи", в котором фотосравнения с Прокудиным-Горским имеют промежуточный кадр из советских времён.
Этот снимок Прокудина-Горского у нас недавно уже был в проекте "Коридоры времени", но ведь тройное сравнение — это искусство особого рода!

Бахчисарай. Вход в Ханский дворец на снимках Прокудина-Горского 1905 г.. Ивана Шагина 1949 г. и моём 2014 г.:
Бахчисарай. Вход в Ханский дворец 1905-1949-2014

Для фотографий Прокудина-Горского крайне редко удаётся найти цветное сравнение ранее середины 1960-х гг., а тут цветное фото 1949 года, к тому же хорошо совпавшее по ракурсу и даже условиям освещения!
Триата получилась довольно типичной для нашего архитектурного наследия: в 1949 г. дворец хоть и не выглядит запущенным, но декор с фасада совершенно исчез. Потом (не знаю, когда именно) появился вновь.
Как ни странно, изменился цвет черепицы.

Вторая часть выписки из личного дела камергера М.Н.Прокудина-Горского, сделанной Ириной Корнелюк:

"Послужной список

Воспитывался в 1-ом кадетском корпусе, вышел по болезни.
1859 г. В службу вступил фейерверкером 4-ого класса, в облегченную батарею 3-ей Артиллерийской бригады.
1860 г. За отличие в делах против горцев переведен в прапорщики, 25 лет.
1862 г. Высочайшим приказом, согласно прошению, по домашним обстоятельствам уволен от службы.
1862 г. июль. Утверждён кандидатом к Мировым посредникам Покровского уезда.
1863 г. май. Прикреплен к числу сверхштатных служащих по питейно-акцизному управлению.
1865 г. Согласно прошению определен в число чиновников Владимирского Депутатского собрания.
1867 г. Выбран дворянством и утвержден начальником губернии в Дворянские заседатели Ковровской Дворянской опеки.
1875 г. Высочайшим Указом, данным придворной Конторе, Всемилостивейши помилован в звание Камер-юнкера Двора его Императорского Величества.
1880 г. Состоит директором Покровского уездного Тюремного отделения.
1881 г. С Высочайшего Его Императорского Величества соизволения определен Почетным членом Демидовского дома Призрения.
1895г. По Высочайшему повелению исключен от звания Камер-юнкера Двора Его Императорского Величества.
1895 г. Высочайшим указом уволен от службы по званию Почетного члена Дома Анатолия Демидова за неисполнение им принятых обязательств."

Здесь наиболее интересным и неожиданным является то, что в 1875 г. Михаил Николаевич получил звание Камер-юнкера Двора, а в 1895 г. был из него исключён. Про звание камергера в послужном списке нет ни слова, хотя оно упоминается в начале личного дела, по состоянию на 1881 г.
Как известно, звание камер-юнкера было ниже камергерского и для людей определённого возраста уже считалось "неприличным". И давали его только с чина статского советника, до которого Михаил Николаевич не дослужился. Поэтому сначала я было подумал, что он просто завышал своё звание, подобно тому, как представлялся во Франции "принцем де Гросберг". Конечно, было бы крайне странно, что на протяжении более 15 лет во всех справочниках и адрес-календарях указывался "камергер М.Н.Прокудин-Горский" и никто не обращал внимание на этот "подлог".
Но всё оказалось сложнее.
Read more...Collapse )
Ирина Корнелюк любезно прислала выписки из личного дела отца С.М.Прокудина-Горского Михаила Николаевича, которое хранится в одном из петербургских архивов.
Там много интересного и неожиданного, что ещё предстоит осмыслить и уточнить, поэтому не всё сразу.

Для начала данные на 1881 год:
"В звании Камергера Двора Его Императорского Величеств, коллежский асессор, Попечитель Исидоровского дома убогих в СПб.
Директор Гороховского Уездного тюремного отделения.
45 лет.
В Покровском уезде Владимирской губернии 43 душевых крестьянских надела земли 175 десятин.
Женат на Марии Николаевне Бардакова, имеет детей: сыновей: Сергей, родившийся 16 апреля 1863 г., Николай, родившийся 15 марта 1865 года, Александр, родившийся в 1873 году; дочь Мария родившаяся в 1869 году, которые находятся при родителях."

Здесь уже есть чему изумиться: почему датой рождения С.М.Прокудина-Горского указано 16 апреля, а не 18 августа?
Это простая "ошибка писаря" или какая-то очередная семейная тайна?

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Syndicate

RSS Atom
free counters




Locations of visitors to this page
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner