?

Log in

Самый наглядный способ понять вклад С.М. Прокудина-Горского в развитие цветной фотографии, это сравнить его со Страдивари. Последний не изобрёл скрипку, но придумал свой особый рецепт лака, придававшего инструменту уникальное звучание. У Прокудина-Горского роль такого лака играл сенсибилизатор — составленное по собственному рецепту вещество для очувствления пластин, делавшее их одинаково восприимчивых ко всему спектру цветовых лучей. Возможно, д-р Адольф Мите не спешил с ним поделиться, поэтому пришлось искать самому. А может, захотел сделать лучше, чем было у его немецкого учителя.
В журнале "Фотограф-любитель" за 1906 год Сергей Михайлович аж в 12 номерах расписал технологию цветной съёмки, кроме самого главного момента, химической формулы сенсибилизатора.

В №9 за 1909 год один из читателей напрямую спросил Мастера, собирается ли он раскрыть свой способ очувствления пластин?

1909_5 с. 158.jpg

Оказывается, дуэльная история "двойника" С.М. Прокудина-Горского (его троюродного брата и полного тёзки) не легенда, а есть исторический документ!

Ковровский исторический сборник. Вып. 4. Ковров, 2005 г., стр. 104:
http://kovcrb.ru/upload/file/kovrovskiy ... F.%204.pdf



Публикаторы ошибочно написали, что речь идёт об "изобретателе цветной фотографии С.М. Прокудине-Горском (1863-1944)", на самом деле – о его полном тёзке, которому на тот момент было 26 лет (родился 02.11.1858).

Как и где закончилась жизнь С.М. Прокудина-Горского II мы не знаем. В первой половине 1890-х он работал налоговым инспектором в Самарканде, в 1895 г. возникло какое-то мутное дело о растрате, после чего о "двойнике" в документах больше не встречается ни единого упоминания.

Мы до сих пор не знаем, почему Прокудин-Горский в 1904 (?) году снимал Курскую губернию. Каких-либо его связей там пока не обнаружено.
Тем не менее, есть такое издание "Историческая летопись курского дворянства" / Сост. чл. С.-Петерб. археол. ин-та А.А. Танков. Т. 1. М., 1913 год: http://нэб.рф/catalog/000199_000009_004017074/viewer/
Там Прокудины почему-то отнесены к числу курских дворянских родов!

Стр. 456:

Изображение





Неутомимый уральский краевед Антон Азовцев (to4et) продолжает новую серию фотосравнений с работами Прокудина-Горского по реке Чусовой.
Теперь он делает каждое сравнение (анимацию и статику) в двух вариантах кадирования.

С. М. Прокудин-Горский. Заречная часть деревни Межевая Утка. 1912 год и 104 года спустя:




Анимация в полном формате:
Читать и смотреть дальше...Collapse )
Я уже давно заметил, что Прокудин-Горский не любил распаковывать свою камеру ради одного-единственного снимка. Очевидно, для него это была довольно хлопотная процедура, включавшая установку аппарата на штатив, распоковку и установку специальных кассет. А ведь в результате вполне мог получиться брак (из-за ошибки с выдержкой, например). Поэтому, "чтобы два раза не вставать", Сергей Михайлович предпочитал делать не менее двух снимков сразу. Осознание этого факта в своё время очень сильно помогло идентификации некоторых его рабо.

Сегодня я вдруг обратил внимание, что этюдный снимок "Финка" (1903 или 1904 год) имеет, по всей видимости, свою "пару".
Финка 05597v.jpg
Высокое разрешение

Кстати, по словарю Ушакова слово "финка" означает "лошадь северной породы, разводимую гл. обр. в Финляндии, отличающуюся выносливостью и резвой рысью".
Только сегодня я сообразил, что на снимке, очевидно, транспортное средство, на котором Прокудин-Горский перемещался по дачной местности в Выборгской губернии.

Итак, смотрим "парный" снимок.
Смотреть дальше...Collapse )
Есть удостоверение о командировании Прокудина-Горского за границу от 23 июля 1918 г.
Там указаны в числе сопровождающих следующие лица:
1) Селиванов Николай Максимович;
2) Щедрина Мария Фёдоровна;
3) Астафьев Михаил Александрович;
4) Прокудин-Горский Михаил Сергеевич;
5) Прокудин-Горский Дмитрий Сергеевич.

С тремя из списка всё ясно: будущая вторая жена и двое сыновей фотографа.
А вот про Селиванова и Астафьева нам практически ничего не известно.
Сам Прокудин-Горский в своих воспоминаниях о поездке в Ясную Поляну в 1908 году пишет: «Забрав приборы и всю необхо¬димую лабораторную обстановку, я с моим постоянным сотрудником Н. М. Селивановым отправился к Толстому.»

Кроме того, «Книга посетителей Ростовского музея церковных древностей» содержит автограф Сергея Михайловича: «Профессор Санкт-Петербургского Технологического Института состоящий в командировке по Высочайшему соизволению для воспроизведения древних памятников в России С. Прокудин-Горский с помощниками: Д. Прокудиным-Горским, Н. Селивановым, С. Карасовичем. 18/ по 27 июля 1911 г.»

Большое об этом Н.М. Селиванове нет никакой информации.
С Астафьевым ещё хуже - в документах Прокудина-Горского его фамилия ни разу не упомянута!

Смотрим "Весь Петроград" за 1917 год: https://vivaldi.nlr.ru/bx000020038/view#page=961
Есть некий Астафьев Михаил Александрович, горный инженер, ул. Широкая, 27.
Селиванова там нет.
В базе репрессированных "Мемориала" обоих, к счастью, нет.
В прошлом году у нас была серия постов, в которых снимки Прокудина-Горского сравнивались с современными видами на Интернет-сервисах Street Viewer (уличные фотопанорамы). Конечно, там ракурс не такой точный, как на специальных фотосравнениях, зато сразу можно увидеть на карте точку и ракурс.
Сегодня мы продолжим эту тему.
Но сначала хотел бы задать вопрос читателям: известны ли вам дореволюционные справочники (списки) дачников Выборгской губернии или района Райволо (Рощино) - Мустамяки (Горьковское)?

А теперь передём к снимку — вид Чёрной речки (Ваммельсу) с моста на Приморском шоссе (ныне это Курортный район г. Санкт-Петербурга), 1903 или 1904 год:


Современный вид на Яндекс-панорамах:

Смотреть дальше...Collapse )
Нашёл интереснейший источник - Каталог картин для проекционного фонаря (диапозитивов), имеющихся в коллекциях Педагогического музея / Пед. музей воен.-учеб. заведений Научный отдел. 1912 год: http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003999074/viewer/

Там в предисловии прямо указано, что диапозитивы по фотографиям в натуральных цветах приобретались у Прокудина-Горского: http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003999074/viewer/?page=4
Но пролистав эту огромную коллекцию, испытал разочарование: снимки Прокудина-Горского представлены там, очевидно, весьма скудно и по названию их практически невозможно выделить из числа других.
Вот, например, здесь можно посмотреть перечень диапозитивов по географии России:
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003999074/viewer/?page=24
Или здесь: http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003999074/viewer/?page=84
Может быть, яснополянские снимки (№10-14)?
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003999074/viewer/?page=83

Кстати, в числе авторов по тематическим разделам Прокудин-Горский вообще не упомянут: http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003999074/viewer/?page=5

Думаю, этот пример в какой-то мере объясняет, почему Прокудин-Горский за 10 лет так и не смог "раскрутить" продажу своих диапозитивов: этот рынок в России был хорошо освоен ещё в 19 веке и пробиться на него новичку было непросто. К тому же цена оказалась неконкурентоспособной, поэтому Сергей Михайлович с 1907 года пытался (в итоге безуспешно) решить чисто маркетинговую проблему: как наладить массовое производство своих цветных слайдов по минимальной цене.

Считается, что старейшие видовые цветные фотографии Прокудина-Горского были сделаны в Финляндии. Почему так получилось?

Очевидно, до смерти своего тестя А.С. Лаврова в 1904 году Прокудин-Горский имел дачу на территории тогдашнего Великого княжества Финляндского, граница которого проходила прямо по пригородам Петербурга.

По информации Надежды Станулевич 19 июня 1902 г. Прокудин-Горский из Пятигорска просил выслать документы для его жены в Мустомяки (Мустамяки), имение «Капустино».
В 1948 г. посёлок и станция Мустамяки были переименованы в Горьковское (Выборгский р-н Ленобласти): https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0 ... 1%82%D1%8C)

Думаю, что известный снимок "На даче" с дочерью С.М. Прокудина-Горского Екатериной сделан как раз в тех местах:
Изображение

По крайней мере, домик на снимке точно "финский", по стилю он существенно отличается от построек Лужского уезда.
Думаю, есть неплохой шанс когда-нибудь найти точное место дачи Прокудина-Горского на Карельском перешейке. Возможно, она находилась даже в границах современного Приморского района г. Санкт-Петербурга.
То, что Прокудин-Горский снимал в разное время один и тот же сюжет с моста Приморского шоссе через речку Черную (Ваммельсу), говорит о его какой-то связи с этим местом. Раньше я думал, что там было имение Старков, но оказалось, что озеро Красавица-Каукъярви находится совсем в другом месте.

Осталось установить, где находилось это имение Капустино? В Интернете о нём нет ни единого упоминания, равно .как и о его владельце с фамилией "Капустин".

Вчера наконец-то разобрался с докладом А.А. Евдокимова на тему "Цветная фотография по способу С.М. Прокудина-Горского в применении к военной археологии".
Его текст опубликован в Известиях Императорской Археологической Комиссии, выпуск 52 (прибавление), 1914 г.: http://www.library.chersonesos.org/show ... ion_code=2
Однако сам доклад был сделан в Императорском русском военно-историческом обществе, на заседании по разряду военной археологии и археографии 21 декабря 1913 г.:Изображение

Что касается даты выступления (21 декабря 1913 г.), то она любопытна.
Read more...Collapse )

Latest Month

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Tags

Syndicate

RSS Atom
free counters




Locations of visitors to this page
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner