?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одна из главных проблем (и одно из главных открытий) съемки фотосравнений по следам Прокудина-Горского - Россия жутко заросла за последние 100 лет.  Почти на всех дореволюционных снимках русских городов мы видим аккуратные деревца, которые лишь немного поднимаются над крышами одно-двухэтажной застройки. Безусловно, размеры городской растительности тщательно контролировались, как в целях пожарной безопасности, так и по соображениям эстетики, благоустройства. Особенно следили, чтобы деревья не загораживали вид на храмы и архитектурные ансамбли.
Потомкам уже не приходит в голову ничего подобного, наоборот в связи с ухудшением экологии считается, что чем более "зелёными" станут города, тем лучше.
Конечно, обилие зелёных насаждений это очень хорошо, но для внешнего облика исторических городов России свободное зарастание имеет весьма печальные последствия, представить которые можно по нижеследующим фотосравнениям.

Вид с паровой мельницы на ансамбль храмов в слободе Коровники Ярославля в 1911 и 2011 гг:

Не всякий полезет на бывшую паровую мельницу, но вид на Коровники почти также испорчен теперь и из центра города.
При этом ещё в конце 1950-х растительность в этом районе Ярославля почти не отличалась от дореволюционной.
По берегам реки Которосль в Ярославле в последние десятилетия выросли целые лески:



Не виден за деревьями Никольский храм у собора Фёдоровской Божьей Матери в том же Ярославле (1911 и 2011):

Даже огромный новодельный Успенский собор с большинства точек обзора возвышается над зелёной массой только своими золотыми куполами, а из некоторых мест он вообще не виден из-за деревьев:


Почти полностью потонул в зелёных дебрях ансамбль торговой части г. Старицы на Волге (снимки 1910 и 2008 гг.):

Вид той же части города с противоположного берега Волги в 1910 и 2008 гг.:


С высоченного городского вала за деревьями теперь не виден старинный Белозерск (1909 и 2011 гг.):

Наверное, лет через 20 с вала будут уже не видны главы храма и само Белое Озеро:

И внутри вала Белозерск также неуклонно зарастает:

Обезглавленные старинные храмы Белозерска и вовсе давно потерялись в городском лесу:


В городе-памятнике Торжке многие прекраснейшие панорамы просто перестали существовать для зрителя, оказавшись за сплошной зелёной стеной (1910 и 2010):

Вид на Торжок с городского вала в 1910 и 2010 гг.:

Вид Торжка с набережной Тверцы (1910 и 2010):


В г. Романове-Борисоглебске знаменитый Воскресенский собор (1652 г.) вообще теперь не виден с того места, откуда его снимал Прокудин-Горский в 1910 г.:


Не виден теперь за деревьями чудом уцелевший собор в Череповце (1909 и 2011 гг.):


Среди каких-то дебрей оказался Троицкий собор в Осташкове (1910 и 2010 гг.):


Огромное дерево "убило" масштаб и величественных монастырских стен и уцелевшего храма в Кириллове (1909 и 2011 гг.):


Зарос и Горицкий монастырь близ Кириллова (1909 и 2011 гг.):


Почти не виден за деревьями монастырь Фёдора Стратилата в Переславле-Залесском (1911 и 2008 гг.):


Заросший Можайск (1911 и 2010):


Даже город-заповедник Суздаль, за внешним видом которого должны следить с особым усердием, также порядком зарос.
Вид на речку Каменка в 1912 и 2009 гг.:

Слабо просматривается внушительных размеров собор Рождества Христова (1912 и 2009):

Заросли подходы к Спасо-Евфимиеву монастырю:


Однако есть примеры, когда до сознания наших современников начинает доходить, что возможность любоваться выдающимися памятниками архитектуры стоит десятка срубленных деревьев.

Это сравнение со снимком Прокудина-Горского 1910 г. (церковь Иоанна Предтечи в Угличе) я делал в сентябре 2008 г.:

Говорят, что буквально через несколько дней после этого деревья спилили и они больше не портят вид.

Может быть, также поступили или поступят с зарослями у дворца царевича Дмитрия в том же Угличе, который в 2008 г. был почти не виден:


В случае с г. Владимиром я уже успел снять классический вид с древним Успенским собором (1911 и 2009 гг.) без всяких помех (не считая реставрационных лесов):

А ведь ещё не давно там был настоящий лес:

Но зелени во Владимире от этого особенно не поубавилось (1911 и 2009):


Восстановление памятников стоит очень дорого и часто не по карману местным властям, но иногда для облагораживания исторического облика бывает достаточно простой бензопилы.

Как ни удивительно это звучит, но заросли не только города, но и многие загородные ландшафты, в т.ч. важнейшие исторические места и памятники природы.
Вот, например, вид истока Волги в 1910 и 2010 гг.:


А так заросла река Колочь близ Бородино (1911 и 2010 гг.):


На вершине Мауровой горы теперь лес, скрывающий изумительную панораму Кирилло-Белозерского монастыря (1909 и 2011 гг.):


В 1911 г. почему-то ниже были даже леса в окрестностях Переславля-Залесского, чем спустя столетие:




Comments

( 60 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
bioplant
Jun. 16th, 2012 11:56 am (UTC)
>размеры городской растительности тщательно контролировались, как в целях пожарной безопасности, так и по соображениям эстетики, благоустройства.

нет конечно же. Просто козы и прочие бараны ходили и выщипывали всё, что можно.
oldcolor
Jun. 16th, 2012 12:18 pm (UTC)
Не серьёзно. Козы никак не влияют на размер деревьев.
(no subject) - bioplant - Jun. 16th, 2012 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oldcolor - Jun. 16th, 2012 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kvzh - Jun. 17th, 2012 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - foxynose - Jun. 21st, 2012 07:41 am (UTC) - Expand
koval_andrei
Jun. 16th, 2012 12:02 pm (UTC)
Спасибо, отличный репортаж. Столько родных и знакомых мест. Даже Маура-гора! А Вы не могли бы выложить её фотографии, если у Вас есть?
Что касается новодельного собора в Ярике, так очень даже хорошо, что его практически не видно , даже если мимо идёшь. Я это отметил ещё больше года назад, зимой. Его видно издалека, скажем с моста через Которосль. А потом он пропадает. По-моему -- так и слатего!
oldcolor
Jun. 16th, 2012 12:21 pm (UTC)
Мои снимки Мауры здесь: http://fotki.yandex.ru/users/moisnimki/album/205056/
(no subject) - koval_andrei - Jun. 16th, 2012 01:02 pm (UTC) - Expand
oleghmel
Jun. 16th, 2012 12:56 pm (UTC)
А часто к деревьям еще добавляются провода, трубы, другие постройки. Это все конечно раздражает, когда фотограф снимает очередной шедевр. Но ведь не все люди фотографы, не все полезут на ту горку, с которой открывается чудный вид. Да и жизнь не только фотография. Когда-нибудь и ту самую горку застроят. Ну не удалось из-за деревьев показать современный облик этих мест, не стоит раздражаться. Все же современные города без деревьев действительно превратятся в газовые камеры. 100 лет назад человек так сильно не загаживал окружающую среду. Или вы предпочитаете любоваться пейзажем в противогазе?
oldcolor
Jun. 16th, 2012 01:05 pm (UTC)
Если срубить все деревья вокруг всех памятников архитектуры, это будет -0,0001% всех зеленых насаждений в городе, так что противогазы не потребуются.
Тем более, что в малых исторических городах и так воздух чист.
(no subject) - oleghmel - Jun. 17th, 2012 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - oldcolor - Jun. 17th, 2012 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - aywen - Jan. 12th, 2013 10:42 am (UTC) - Expand
2born
Jun. 16th, 2012 02:54 pm (UTC)
Лично мне больше нравятся дебри.
vogulec
Jun. 16th, 2012 04:11 pm (UTC)
Думаю, одна из основных причин хорошего обзора во времена Прокудина - отопление дровами и активное применение дерева в строительстве. Тогда любая деревяшка шла в дело.
tesanoff
Jun. 19th, 2012 08:04 pm (UTC)
+1
(no subject) - chest_i_razym - Apr. 28th, 2014 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - racoonbear - Jul. 3rd, 2013 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - saburai - Aug. 31st, 2013 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ladnik - Oct. 31st, 2017 07:36 pm (UTC) - Expand
obs_werner
Jun. 17th, 2012 12:07 pm (UTC)
Я как раз на эту тему выступал в юзлесс_факе
http://useless-faq.livejournal.com/12667276.html

Меня обозвали троллем и сказали, что я ничего не понимаю в эстетике, а деревья это красиво. Ну и на вопрос конечно никто не ответил.
oldcolor
Jun. 17th, 2012 12:48 pm (UTC)
Да, 144 коммента - это круто. Аж зависть взяла :-)
aramis7
Jun. 17th, 2012 06:10 pm (UTC)
удивительны изменения в размерах на последнем снимке..
ljournalist_bot
Jun. 18th, 2012 10:29 am (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
nil_0
Jun. 18th, 2012 02:39 pm (UTC)
Есть такая картина Репина "Крестный ход в курской губернии". Там на сколне, мимо которого идут люди сплошь пеньки. И пыль.
Рост сельского населения при низкой производительсности сельского хозяйства привел чрезмерным вырубкам и засухам.
См., например, http://idelsong.livejournal.com/143162.html
Сейчас наоборот поля в центральной России берёзками заростяют.
foxynose
Jun. 21st, 2012 07:47 am (UTC)
Австралия, говорят, нынешними неблагоприятными особенностями климата обязана аборигенам, вырубавшим, а затем выжигавшим растительность в местах своего (временного) обитания.

А вообще в России сегодня, имхо, отсутствует практика формирования крон деревьев, хотя, имхо же, это не так уж сложно, просто спецам необходимо один раз прописать инструкции обрезки для каждого вида деревьев, а то у нас либо под пенек, либо уродливые полствола, либо до небес.
aleksey_kubikov
Nov. 20th, 2016 01:11 am (UTC)
Да в Австралии оккупанты что только не придумают для того, что бы оправдать свое присутствие там.
beliberden
Dec. 12th, 2012 10:17 pm (UTC)
Да, то, что растительность на дореволюционных фотографиях явно слабее выражена, чем сейчас - заметно, и не только на фотографиях Прокудина-Горского. Очевидные причины следующие:

- раньше дома были деревянные
- и топились дровами
- ездили на лошадях, которые траву подъедают
- было больше домашних животных вроде коз, которые известные уничтожители зелени.

Но все равно это не объясняет то, что даше на диком природном ландшафте чаще всего более зелеными оказываются современные фотографии. Вот ссылка на сравнения фотографий на Урале:

http://nashural.ru/Starina/chusovaya-100-let-3.htm

(это 3я часть, там всего их 4). И вот например такой комментарией под 44 фото:

>>Камень Великан - самый высокий камень на реке Чусовой. Его высота >>достигает 120 метров. По сравнению с фотографией Прокудина->>Горского, сейчас он значительно подзарос деревьями. Пойма реки >>Чусовой при этом здесь теперь не каменистая, а покрытая травой.

Там-то деревья никто не рубит, и траву не ест - жилья рядом не было видно ни тогда, ни сейчас.

Вообще, при сравнениях "тогда" и "сейчас" частно наблюдается картина: уровень воды в реке стал ниже, все заросло. Значит, все-таки климат? Я склоняюсь именно к этому варианту. Тем более, что есть свидетельства об изменении характера растительности. Старожилы припоминают, что на севере московской области не так давно травы были ближе к таежным, а сейчас - обычный смешанный состав. Это за последние 50 лет, без всяких фото.
ladnik
Oct. 31st, 2017 07:47 pm (UTC)
Раньше не только дома - ВСЁ было из дерева. Тротуары и дороги мостили, телеги, суда, заборы - всё, куда ни глянь. И конечно топили - дрова, дрова и ещё раз дрова.
По поводу Камня Великана - он же на судоходной реке. Всё, что вдоль берегов - рубили и сплавляли, халява же. Так же, как в окрестностях любого города.

as_best
Mar. 22nd, 2013 03:32 am (UTC)
перестали пахать - раз
церкви и монастыри перестали быть оборонительными объектами - два
в последние 20-30 лет никто не озадачивается вырубкой - три
большинство зарослей кустарниковые - четыре

но ислледование интересное
dot_123
Jun. 18th, 2013 02:08 pm (UTC)
их носом ткнеш-хер поверят... всю тайгу видать козы згрызли- где реликтовые деревья?
nedovolny
Jul. 3rd, 2013 03:57 pm (UTC)
охрененно интересно! две гипотезы - а.раньше был спрос на лес, его вечно не хватало и он был дорог, потому срубали все что можно б.сталинская и послесталинская программа лесонасаждений где только можно, борьба с эрозией почвы потому много сажали по берегам и краям
dinslava
Jul. 3rd, 2013 06:35 pm (UTC)
Спасибо!Очень интересно!
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 60 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

free counters




Locations of visitors to this page
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner