?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

После запоздалой весны к нам пришло лето!
Это лучший сезон для путешествия по России, а среди наших читателей, несомненно, есть много любителей таких путешествий.
Я традиционно призываю всех при случае делать фотосравнения со снимками Прокудина-Горского. Места его съёмок в целом хорого известны и теперь даже не надо возить с собой распечатки — всё можно посмотреть на планшете.
Любые ваши сранения будут с благодарностью приняты нашим проектом и опубликованы со ссылкой на вас. В том числе включены в общую базу фотосравнений. Это будет вашим вкладом в изучение и сохранение наследия С.М.Прокудина-Горского.


Небольшое размышление на тему фотосравнений по Прокудину-Горскому. Зачем нужна эта работа?
Во-первых, чтобы понять, как изменилась наша страна за 100 лет, что стало с ней и с её памятниками. Нередко сравнения бывают весьма красноречивы и,  увы, безрадостны. Старинные города заросли зелеными дебрями, словно их покинули жители, многие памятники утрачены или находятся в плачевном состоянии. Но бывают и позитивные примеры бережного сохранения или восстановления памятников.
Во-вторых, фотосравнения имеют важную исследовательскую цель - они служат лучшим подтверждением правильности авторской подписи (или идентификации), а иногда позволяют выявить ошибки.
В-третьих, фотосравнения весьма важны для реставрации снимков Прокудина-Горского, а именно для определения максимально точного цветового баланса и тональности. Конечно, в идеале фотосравнение должно быть для этого сделано в то же время года и при том же освещении. Особенно это важно, когда речь идет об объектах с устойчивым цветом (например, скалы).

Делать фотосравнения интересно, это как спорт, как фотоохота. На пути к цели приходится преодолевать немало трудностей. Даже если удалось добраться до места съемок в нужное время года и повезло с погодой (она должна быть такая же хорошая или плохая как при съемках самого ПГ), это не гарантирует выполнения задачи. Сразу выясняется что в большинстве случаев повторить ракурс невозможно.
Причина №1 всё заросло и ничего не видно за деревьями. Остается сделать снимок "в кусты" и потом с ближайшего возможного ракурса.
Также сплошь и рядом старый вид перекрывают новые дома. Выход - тот же.
Причина №2 точка съемки отсутствует как таковая. Прокудин-Горский любил снимать с колоколен, которые любили сносить в 30-е гг.  :(
Как правило, ничего не поделаешь, но в последние пару лет эта проблема успешно решается теми, кто освоил съёмку с квадрокоптера!
Иногда отсутствуют также пристани и мосты, с которых снимал ПГ. Надо искать лодку!
Причина №3 точка съемки находится на закрытой территории (завод или частный огород). Особо упорным людям удается попасть и туда ради заветного кадра.
В монастырях на пути к точке съемки теперь любят ставить таблички "посторонним проход запрещен". Но, как говорится, если очень надо - то можно (пока никто не видит :) )
Причина №4 административный запрет на съемку в церквах и музеях особенно. Царской грамоты у нас нет. Кстати, Прокудину-Горскому она сама по себе не давала никаких прав на съемку конкретных объектов - он вынужден был получать разрешение у местных "начальников". Так что всё зависит от способностей к переговорам.

Весьма часто трудности с точкой съемки бывают преодолимыми, но для этого нужно залезть в жуткие заросли крапивы, в кучу строительного мусора, забраться на какой-нибудь карниз. Тут всё зависит от сноровки и решимости.
Вечная беда при съемки памятников архитектуры - посторонние люди в кадре. Приходится просить их отойти на секундочку. Сложнее с машинами, которые теперь ставят на каждом шагу. Недавно в Кирилло-Белозерском монастыре мне не повезло - как раз на месте точки съемки поставили Камаз!

В результате всего вышеописанного точный ракурс выдержать удается весьма редко (забыл сказать, что ПГ ещё снимал с очень высокого штатива!). Поэтому лучше вообще не переживать и не заморачиваться по этому поводу.  Даже примерного ракурса вполне достаточно для достижения всех трех обозначенных выше целей. Реально точный ракурс необходим лишь в том случае, когда вы собираетесь делать анимацию из фотосравнения. Конечно, к нему надо стремиться по возможности. У меня, каюсь, точный ракурс часто не получается просто по невнимательности и чрезвычайной спешки (нет возможностей для нормальных путешествий). Когда надо за полтора дня покрыть маршрут в тысячу километров, на который сам Прокудин-Горский потратил 2-3 недели, то на поиск места съемки иногда остаются минуты.

Вообще, если подходить к делу серьезно, то каждой такой поездке должна предшествовать серьезная исследовательская подготовительная работа. Одной только пачки с распечатками прокудинских кадров или загрузки его снимков в планшет мало. Надо заранее выяснить точки съемки и изучить подходы к ним, записать все адреса, узнать режим работы музеев, время открытия храмов и монастырей. В идеале можно установить по электронке или по телефону контакт с местными краеведами (музейными работниками) и договориться с ними о сотрудничестве при съемке.

Надо заранее отдавать себе отчет, что всего запланированного снять не удастся, по крайней мере, в желаемом виде. Где-то не повезет с погодой, что-то будет закрыто не ремонт или в ненужном месте встанет камаз. Поэтому всегда останется работа и для других любителей фотосравнений, и для  вашей второй, третьей попытки.
Вообще, фотосравнения одних и тех же мест надо делать регулярно. Всё быстро или медленно меняется. Вчера ещё не было Успенского собора в Витебске и Ярославле, а сегодня они уже сияют свежей краской. Получатся совсем другие фотосравнения!
По этой же причине следует спешить запечатлеть для фотосравнения тот вид, который завтра уже исчезнет.

Важно помнить, что скоро ваши собственные снимки "в том же ракурсе" станут исторической ценностью! Если особенно повезет, они будут показаны на какой-нибудь очередной выставке или напечатаны в альбоме.

Мы будем очень рады увидеть ваши фотосравнения!


</div>

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
pryaha
Jun. 4th, 2017 06:47 am (UTC)
Интересно, как Вы это себе представляете в смысле финансирования путешествий, мы же не арабские шейхи. Прокудин-Горский мог себе наверно позволить снимать, он был один такой и мог продавать снимки как единственный их же производитель. Рядовой фотограф не поедет маршрутом специально, ему будет не на что. К тому же. Какая цель повторить снимки, если снимаются с тех же мест другими ежедневно миллионы снимков и выкладываются в интернет. Проекта же такого вашего не открыто пока что, и нет такого даже менеджера, который этим занимается, не говоря об открытии финансирования на проект. С финансами проблемы, даже с музеем. Если бы открыть проект, который позволит рядовому фотографу снять на месте то, что было у Прокудина-Горского, то Ваша деятельность здесь никак не отвечает такому запросу, так можно писать до морковкиных заговен, никто не откликнется.
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Page Summary

free counters




Locations of visitors to this page
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner