?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Одна из самых интересных и перспективных тем исследования творческого наследия С.М. Прокудина-Горского  - это его прижизненные публикации своих снимков. Вопреки некогда бытовавшему мифу, Сергей Михайлович активно печатал собственные фотоработы, где только было можно. Благодаря этому мы можем увидеть сегодня многие из его работ, которые не сохранились в виде цветоделенных негативов.
За последние годы источников прижизненной публикации снимков Прокудина-Горского найдено уже около двадцати. Хотя  эта череда находок вряд ли когда-нибудь закончится, пришло время провести первую каталогизацию, составить сводный список.
Итак, начинаем.

1) Самая первая авторская репродукция цветного снимка была опубликована Прокудиным-Горским в 1903 году, в его пособии  Изо-хроматическая съемка моментальными ручными камерами: С указанием изготовления чувствит. к цветам пластин. (Изо-пластин) / С.М. Прокудин-Горский, Санкт-Петербург : тип. журн. "Самокат", 1903.
"Коврик шитый шелками. Служивший для двух последующих снимков":

Мы до сих пор не знаем, сделан ли этот снимок собственной камерой Прокудина-Горского или аппаратом его коллеги и наставника Адольфа Мите.

2) Публикации в журнале "Фотограф-любитель", который Прокудин-Горский возглавлял с  1906 по 1909 год.
Первая репродукция прокудинского снимка была опубликована еще при прежнем редактора (Адриане Лаврове) в номере 7 за 1905 год, она называлась "С натуры. Тарелка с фруктами":



С января 1906 года вклейки с цветными репродукциями снимков  Прокудина-Горского стали появляться регулярно.
Вот их список (в скобках указан предполагаемый год съемки):
1906-1 На Черной речке (снято в конце июля) (1904)
1906-2 У околицы (снято в конце декабря) (1904)
1906-3 Весенний мотив (снято в конце марта в СПб губ.) (1905)
1906-4 Замок в Нейшлоте (снято 1 октября) (1903 или 1904)
1906-5 Крестьянские дети (снято в конце июля) (1905 или 1904)
1906-6 Лиственницы (снято в Финляндии в окрестностях «Райвола») (1904)
1906-7 При закате на реке Ордеж. Сиверская (снято при заходящем солнце в июле 7 ч. вечера) (1904 или 1905)
1906-10 Икона св. благов. Князя Александра Невского
1906-11 Финское побережье (Метсякюля) (снято в конце августа) (1903 или 1904)
1906-12 Венеция (этюд) (снято в июле) (1906)
1907-1 Этюд (женский портрет) (март)
1907-2 Ранним утром (снято в январе близ Луги в сильный мороз) (1905)
1907-3 Во дворе замка Олавсборг в Нейшлоте (снято 1 октября в 12 ч. дня) (1903 или 1904)
1907-4 Уголок на прудах «Нового Афона» (снято в 7 ч. вечера в июне) (1904)
1907-5 Аул Шамиля (Верхний Гуниб) (снято утром в 7 с половиной утра в апреле) (1904)
1907-6 Образцы лишайников (снято в павильоне 10 марта)
1907-9 Среди мха (мухомор) (снято в сентябре в Финляндии) (1903 или 1904)
1907-10 Поздняя осень (снято в Юстиля в Финляндии, в конце сентября) (1903 или 1904)
1907-11 Храм Воскресения (снято в конце сентября с.г., т.е. 1907)
1907-12 На опушке (снято ранней весной в СПб губ.) (1905)
1908-5 Затишье (Снято в Курск. губ. вечером при закате в поле) (1904)
1908-6 Поле маков
1908-8 Католический монастырь (близ Флоренции, август) (1906)
1908-9 Портрет Толстого (снято 23 мая 1908 г.)
1908-10 Осень (Лужский у., октябрь) (1904) черно-белая
1908-12 Этюд (Лужский у., декабрь) (1904)
1909-1 Запрестольный образ в церкви петербургского Елизаветинского института (сделан 29 июля).
1909-2 Бахчисарай (1905)
1909-7 Инкерманский монастырь (снято в сентябре) (1905)

Вот так выглядели вклейки  в  журнале:


3) Открытки Прокудина-Горского.
Самую большую серию открыток Прокудин-Горский выпустил в 1906-1907 гг. по заказу общины Св. Евгении (Петербургский Красный Крест).
Открытки имеют номера с 1 по 94, но 91,92 и 93 никогда, кажется, не были найдены. Под номером 17 была напечатана дополнительная открытка  с видом уже достроенного Воскресенского  храма в Петербурге (на изначальной открытке №17 был ещё недостроенный храм).
Открыточные репродукции из этой серии являются наиболее ценным источником, поскольку только на них мы можем увидеть сюжеты, снятые в  1905 по заказу общины Св. Евгении (всего их было 300 штук) и бесследно исчезнувшие из коллекции уже в 1906 г. Там были Петербург,  Киев, Севастополь, Курск и многие другие города, который Прокудин-Горский больше никогда не снимал в последующем.
Вот, например, вид Киева, единственный дошедший до на из 38 сделанных в 1905 году:

Все открытки из первой серии можно посмотреть здесь.

Помимо этой основной серии были ещё и единичные выпуски, например, с портретом Льва Толстого (правда, она была выпущена не фирмой самого Прокудина-Горского, а издательством "Свет" П.Е. Кулакова).
Была также малая серия из открыток с видами Боржома, выпущенная, предположительно в 1913 г. Сколько  было всего открыток  в этой серии, до сих пор не известно, пока найдены 4 штуки. На них напечатаны  репродукции снимков, давно известных по оригиналам, зранящимся в Бибилотеке Конгресса США. Правда, одна из открыток воспроизводит в цвете снимок, сохранившихся у  американцев только в виде черно-белой копии:


Далее идут книжные и журнаальные издания.

4) Книга Васенко П. Г. «Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича». Спб., 1913. Содержит 22 цветных репродукции прокудинских снимков. Часть из этих работ была прежде абсолютно неизвестна, например, все снимки, сделанные в Москве.

Снимок  Костромы из книги Васенко, для которого в Библиотеке Конгресса есть только черно-белая копия:


5) Каталог "Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г. Пг., 1914." содержит несколько десятков  репродукций цветных снимков  Прокудина-Горского экспонатов выставки, ни один из которых ранее не был известен.


6) Брошюра  В.Н. Сементовский. "В стране скал и озер (Финляндия)". 1914г., С.-Петербург. содержит 8 репродукций, из которых один снимок, не известный ранее.


7) Книга "Южная Колхида: Очерк проф. А. Н. Краснова". Петроград, 1915.содержит 14 репродукций, из которых 3 снимка, не известных ранее.


8) Учебник Ященко, А. Начальное землеведение: курс географии для млад. кл. на примерах преимущественно из природы России, применительно к нов. программам М-ва нар. просвещения с прил. очерков Родионоведения и Краткого обзора частей света / составил А. Ященко. - Петроград : Типо-лит. "Энергия", 1916.
Содержит несколько десятков цветных репродукций снимков Прокудина-Горского, в т.ч. большое количество ранее не известных, сделанных специально для учебника  в Сергачском уезде Нижегородской губернии, где находилось имение А. Ященко.


9) два фотопортрета Фёдора Шаляпина опубликованы в книге: Старк Э. «Шаляпин» (Пг., 1915). В том же году они публиковались в журнале "Аргус" (и "Апполон"?).

10) Пособие Фототехническое дело : Крат. указ. для издателей, ред., худож. типографий и т. п. / С.М. Прокудин-Горский, Санкт-Петербург : тип. т-ва "Обществ. польза", 1905 содержит цветную репродукцию фотографии замка  в Выборге.

11) Каталог образцов цветной печати художественных фотомеханических мастерских С.М. Прокудина-Горского. СПб., 1911. содержит репродукции нескольких снимков, в т.ч. как минимум одного несохранившегося. К сожалению, единственный  известный экземпляр этого издания оказался в руках частного владельца, который отказывается даже показать его исследователям. В нашем распоряжении есть лишь конец оглавления:


12) Книга Срезневский В. И. Исторический очерк С.-Петербургского Елизаветинского института. - СПб., 1908. содержит репродукции двух снимков, из которых один не известен по другим источникам (Интерьер Санкт-Петербургского Спиридоновского храма при Елизаветинском институте).


13) Книга История архитектуры составленная по сравнительному методу. Флетчер Банистер. 1914. содержит две цветные репродукции снимков Прокудина-Гоского, из которых один был известен только  по черно-белой  копии в Библиотеке Конгресса.


14) Журнал "Аргус", С.-Петербург, 1916, №7 содержит цветную репродукцию снимка  "Вид на реку Исеть у Каменского Завода" 1909 года, который  не сохранился в виде цветоделенного негатива.

15) Брошюра Ломан Д.Н., Храм в духе времени царя Алексея Михайловича, Худож. фотомехан. мастерские С. М. Прокудин-Горского, Санкт-Петербург 1910 г. содержит, предположительно, цветную репродукцию неизвестного снимка Прокудина-Горского.


16) Книга Георгиевский В.Т. "Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский: [Путеводитель]". СПб., 1913. содержит черно-белые репродукции снимков  Прокудина-Горского, сделанных в соответствующих городах.

17) Книга Le Turkestan Russe. Par A. Woeikof. Paris, 1914 содержит черно-белые репродукции нескольких среднеазиатских снимков Прокудина-Горского.


18) Многотомное издание Paul Vidal de La Blache; Lucien Louis Joseph Gallois. Géographie universelle. Vol. 5. Paris. 1932. содержит около 20 черно-белых иллюстраций по снимкам Прокудина-Горского.

19) "Труды IV съезда русских зодчих" (где Прокудин-Горский выступал с докладом) 1911 г. содержат, как минимум, две репродукции:


К этому списку источников надо добавить ещё один, который на протяжении уже нескольких лет остаётся настоящим "фантомом" для исследователей, речь идёт о "каталоге диапозитивов  АО "Биохром"".
Дело в том, что в журнале "Аргус" на протяжении всего 1915 года печаталось  следующее объявление:
"ЦВЕТНЫЕ ДИАПОЗИТИВЫ АО «БИОХРОМ»

изобретение С. М. Прокудина-Горского.

Собственность Акционерного общества «Биохром».

….

А. О. «Биохром» имеет огромную коллекцию снимков России с натуры в цветах, исполненную С. М. Прокудиным-Горским.

С этих снимков ныне изготавливаются цветные диапозитивы. Каталог снимков высылается за 2 десятикопеечные марки. Цена отдельного цветного диапозитива 8х8 см. — один рубль (1 р.) без пересылки".

Найти этот загадочный каталог пока не удалось ни в одной библиотеке мира, равно как и в российских архивах.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Nov. 10th, 2013 02:11 am (UTC)
Странно, цена цветного диапозитива - один рубль, цена каталога огромного количества снимков - 2 десятикопеечные марки. Понятно, что продажа диапозитива высокого разрешения, это передача не эксклюзивных прав на изображение, это финансово выгодно, но вот цена каталога из примерно 2-ух тыс. изображений с пояснениями и его постоянное обновление - получается странный носитель информации, который вероятно адаптирован к почтовой пересылке, а значит, его форма и вес должны быть минимальными. Странных размеров получается каталог. Что он из себя мог представлять?
oldcolor
Nov. 10th, 2013 07:50 pm (UTC)
С учётом низкой цены, каталог диапозитивов вполне мог представлять из себя просто перечень сюжетов без иллюстраций.
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Tags

Page Summary

free counters




Locations of visitors to this page
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner